Свежие комментарии

postheadericon Зенкина Елена Александровна, педагог дополнительного образования. Статья«Мелкая моторика с детьми с ДЦП»

Зенкина Елена Александровна, педагог дополнительного образования КУ ВО  «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик», г. Борисоглебск Воронежская область.

Статья«Мелкая моторика с детьми с ДЦП»

В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.

У большинства из них  плохо развита мелкая моторика. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Без развитой мелкой моторики, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи, но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой. Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.Важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.

Должны использоваться такие дидактические принципы, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих ЦП.

У детей с ДЦП, наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, задерживается формирование слуховых образов и представлений из-за моторных нарушений в среднем ухе и снижение слуха. Отмечается задержка в развитии эмоциональных реакций, речевого развития, медленно формируются точные движения рук.

Обычно, если движения пальцев развиты соответственно возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах его возрастной нормы, поэтому тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение, в особенности для детей с церебральным параличом.

 

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Эти  чувства у  ребенка с ДЦП  недостаточно развиты.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми

1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.

2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность,) .

3. Регулярность.

4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений) .

5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.

6. Взаимодействие со всеми специалистами.

 

Последовательность формирования захвата детей с ДЦП раннего возраста
• Ладонный захват — ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью.
• Захват щепотью — ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.
• Захват «пинцетом» — ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем.

 

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК
Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано:
большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.

 

 

На занятиях мы используем различные средства для развития мелкой моторики рук.

1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Упражнения с мячиками, шариками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Пальчиковые игры.

6. Игры с пластилином, тестом, глиной.

7. Рисование, раскрашивание.

8. Аппликация

9. Игры с бумагой.

10. Игры с конструктором, мозаикой.

11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

12. Игры с крупами.

13. Шнуровки.

14. Игры со счётными палочками, спичками.

15. Игры с песком и водой.

16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.

17. Игры с резинками, лентами.

18. Штриховка.

19 Игры с прищепками.

20. Пальчиковый театр.

21. Работа с вкладышами, пазлами, со сборно-разборными игрушками.

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Для этого мы используем приемы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация.

Можно выполнять массаж со следующим материалом: зубной щёткой, массажной расчёской, с карандашом, различные мячики, шарики.

В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Необходимо задействовать все пальцы.

Это инсценировка каких — либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и так далее. Организация работы

К каждому занятию по мелкой моторике мы подходим индивидуально. Его длительность зависит от  возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Задания должны усложняться  постепенно ,от простых к сложным, должно быть многократное повторение. Должна соблюдаться техника безопасности, предметы и материалы должны быть гигиеничны и эстетичны. Каждое занятие должно быть только совместным (взрослый и ребенок). На  занятии нужно поощрять ребенка, хвалить его.

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.