Свежие комментарии

postheadericon Шатрова Галина Ивановна, учитель истории. Статья «Исторические традиции малой родины»

Шатрова Галина Ивановна, учитель истории МОУ Зебляковской СОШ Шарьинского муниципального района Костромской области

Статья «Исторические традиции малой родины»

Скачать публикацию Статья Исторические традиции малой родины

 

Исторические традиции малой родины  

   Многими историческими традициями славится моя малая родина. В городе Шарья и Шарьинском районе  Костромской области чтят память участников Великой Отечественной войны, участников локальных войн и конфликтов: возведены памятники шарьинцам, погибшим в годы  Великой Отечественной войны, памятники труженикам тыла. В каждом сельском поселении установлены обелиски погибшим землякам.  Увековечена память и  о нашем земляке Адмирале флота Виноградове Николае Игнатьевиче. Одна из самых лучших улиц  города Шарьи   названа именем Адмирала Виноградова.  Новый торговый центр в нашем городе, напоминающий корабль, носит название «Адмиралъ.  Наш земляк -  Адмирал флота Н.И. Виноградов фигурирует  с первых дней Великой Отечественной войны на Северном флоте, в завершающий ее период   с 1945-го – на Балтике.  В последнем издании Большой Советской энциклопедии  Адмирал Виноградов значится как военачальник, занимавший  посты в высшем руководстве Советского военно-морского флота; здесь упоминается, что Николай Игнатьевич Виноградов  награжден двумя орденами Ленина, пятью Красного Знамени, Ушакова I степени, орденом Красной Звезды, польским орденом Грюнвальда, четырнадцатью медалями Советского Союза. Это подтверждает послужной список адмирала Виноградова. В 2009 году в Шарье была создана  общественная организация «Морское собрание», объединяющей десятки ветеранов Военно-морского флота и активно решающей задачи патриотического воспитания молодежи.  Ежегодно  в  Шарье  отмечается День памяти моряков – подводников районов северо-востока области. Хотелось заметить, что в Шарье воинов и моряков  помнят  и чтят. В школе №2 г. Шарьи создан клуб юных моряков. Летом 2010 года в нашем сухопутном  городе был открыт памятник  морякам – шарьинцам. В 2010 году к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне — открыт памятник труженикам тыла. Памятник установлен в целях увековечения трудового подвига шарьинцев в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Памятник символизирует подвиг тружеников тыла, которые наравне с участниками фронтовых боев вели страну к победе, работая в годы Великой Отечественной войны на предприятиях и заводах города, подвиг людей, занятых в сельском хозяйстве в работах по снабжению фронта продовольствием. Напротив памятника Труженикам тыла расположен знак «Дети Войны». Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. Это памятник всем детям, которые остаются невинными жертвами войн и конфликтов. Это памятник детям, которые воевали на передовой, юным подпольщикам и партизанам. Это памятник детям, которые стояли у станков в тылу, ходили за плугом, заменили родителей для своих маленьких братьев и сестёр. Этот памятник увековечивает трагедию целого поколения детей, познавших голод, нищету, застенки концлагерей и каторжный рабский труд. В День пограничника 28 мая 2014 года. В Шарье состоялось торжественное открытие мемориала «В память о погибших воинах-пограничниках». На памятнике написаны слова «Пограничникам – шарьинцам стоявшим на смерть на защите рубежа нашей Родины». Рядом со Сквером Памяти расположена школа № 21. Она носит имя Ольги Степановой. Ольга Степанова – родилась в городе Шарье, окончила школу № 21. Весной 1941 г. закончила 1-й курс Ленинградского кораблестроительного института. Добровольно вступила в Красную армию. В тылу врага была радисткой в партизанском отряде на территории Украины. 22 февраля 1944 года партизанский отряд попал в окружение. Ольга Степанова прикрывала отход партизан. Остался один патрон, Ольга выскочила из-за укрытия и метнула последнюю гранату в гитлеровцев. Оставшимся патроном застрелилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1970 года Ольга Степанова награждена медалью «За отвагу».

 «…Мы пред ними в долгу, наставляю я младшего сына.

 Их шарьинцы спасали, и все-таки многие здесь.

 Ленинград, Ленинград, ты один у великой России,

Но твоих Пискаревок в России не счесть»

 (А. Беляев «Малая Пискаревка»)

Не ошибся поэт. Блокадная тема в военной истории на­ шей маленькой тыловой Шарьи и сейчас звучит лейтмотивом. Потому что такое забыть невозможно — нельзя забывать! Самая тесная связь с многострадальным городом, для которого фашисты придумали изощренную пытку голодом, была установлена в 42-м, когда открылась на Ладоге «до­рога жизни». А связала нас стальная магистраль. Именно по ней привозили в Шарью ленинградцев — женщин, стариков и детей. Десятками выгружали из эшелонов — еще живых и уже мертвых. Как вспоминают старожилы, умерших выносили из вагонов и складывали в сквере у вокзала.   Плакали все, кто это видел. Помогали гру­зить изможденные, невесомые почти тела в подъезжавший грузовик, доставлявший их на  шарьинское  кладбище. Хоро­нили всех в общей могиле, копали которую перед каждым приходом «блокадного поезда». А выживших отправляли в госпиталь — им в годы войны стала узловая больница. Очень много было детей — молчаливых, с отрешенными лицами, очень похожих на старичков. Смотреть на это было невыно­симо. Сердобольные местные жители приносили на станцию продукты, пытаясь тут же блокадников накормить. Пока не поняли, что доброта эта смертельна — несколько человек от нее просто умерли. И все же для очень и очень многих Шарья стала настоящим спасением. Зимой 42-го один из эшелонов привез в наш го­родок 13-летнего Сережу Давыдова и его умирающую маму. У подростка, кроме крайнего истощения, врачи обнаружили обморожение ног. Выхаживали, как мог­ ли. И он выжил. В отличие от мамы, которую спасти не смогли. Самым близким человеком в годы войны стала для мальчика медсестра, жившая в маленькой комнатке при больнице. Забрав Сережу к себе, женщина сделала все, чтобы ребенок встал на ноги и не сошел от пережитого с ума (что не было редкостью для побывавших в блокаде). Навсегда запомнил юный ленинградец и самый дорогой в жизни подарок — носки из овечьей шерсти, связан­ные для него какой-то старушкой. Когда блокада была снята, окрепший паренек вернулся в ленинградскую школу, в свой 6 «Б». В живых из всего класса остался только Сережа. Через двадцать лет после Победы Сергей Давыдов, уже известный ленинградский поэт, приезжал в Шарью — покло­ниться спасшему его городу и могиле навсегда оставшейся в нем матери. На скромном памятнике в виде привычной нам пирамидки, стоявшем тогда над братской могилой погибших блокадников, он написал: «Здесь лежат ленинградцы». Прошло еще десять лет. И вырос над холмом обелиск. Тот самый, прославленный в стихах. До сих пор в Шарье — самый чтимый. Инициативу по его возведению проявили в начале 70-х комсомольцы из местного педучилища, поддержал которых весь город. А 9 мая 1975-го года, в день 30-летнего юбилея Победы, состоялось торжественное открытие «малой шарьинской Пискаревки» — обелиска, увековечившего память погибших в блокаду жителей Ленинграда, волей судьбы по­хороненных в наших краях.  На шарьинском кладбище  поставлен  памятник в виде  фигуры Родины-матери с погребальным покрывалом в руках с надписью «Жертвам блокадного Ленинграда». На фоне попыток украинских властей и Запада перекро­ить ход и смысл Великой Отечественной, все это особенно греет душу. Очень важно сегодня — не поддаться и выстоять. Прав ленинградский поэт Сергей Давыдов, написавший когда-то в «Слове о Ша­рье»: «Есть на земле сила, что сильнее любой войны и беды, — доброта и верность человеческого сердца». «Ленинградская могила на шарьинской земле — часть большого Пискаревского кладбища в северной столице, где похоронены тысячи жертв блокады. Страничка трагической истории великой страны и Победы, которая нам с вами доверена. Свой маленький «веч­ный огонь», который не должен потухнуть. В непреходящую память о тех, кто мог бы жить рядом…»[1]

Нашим землякам, погибшим  в локальных войнах и конфликтах,   поставлен  в Шарье памятник в виде раскрытой книги, у которого никогда не вянут цветы. В Шекшемской  средней школе Шарьинского муниципального района школе установлена мемориальная доска Алексею Цыганову, погибшему в Афганистане.  В  Зебляковской средней  школе — мемориальная доска Олегу Ходыреву, погибшему при исполнении служебного долга  в Чеченской республике в 1996 году.  7 сентября   2016 года исполнилось 20 лет  со дня  гибели  сержанта внутренних  войск Олега  Александровича Ходырева.

Считаю, что традиции моей малой родины  способствуют формированию личности подрастающего поколения, становлению его духовности.

«Вам, лежащим сейчас в тишине,

Вам, сгоревшим под сталью обшивок,

Вам, прошедшим свой путь на броне,

Вам, погибшим на этой войне,

Мы обязаны тем, что мы живы!»

В городе Шарья Костромской области есть улица имени доктора И.К. Катерли.  Иосиф Константинович Катерли очень много сделал для становления здравоохранения в нашем провинциальном городе. Как же и при каких обстоятельствах этот человек, имеющий такое происхождение,  оказался в наших краях?  Врач Иосиф Константинович Катерли приехал работать в нашу глушь в далеком 1905 году. Строилась Северная железная дорога. Это была гигантская «стройка капитализма»: масса мужиков из соседних деревень и сел, безграмотных, необученных,  умеющих только валить лес и держать лопату. Да ничего другого и не требовалось. А кругом леса, болота, работа по пояс в воде; зимой в худой одежонке при трескучем морозе, под ветром, в метели; летом – при невыносимой жаре. И – травмы, травмы: кого-то придавило бревном, кто-то отрубил себе кисть руки. И болезни. Переломы, лихорадки, желудочные эпидемии. И полное отсутствие санитарии. И — никакой квалифицированной врачебной медицинской помощи на сотни верст вокруг. Какие уж там лекари в этой дыре? А главное – лечить, лечить, лечить. Иосиф Катерли участвовал в строительстве первой больницы, железнодорожной, сам копал землю и сажал молодые тополя. И одновременно оперировал, перевязывал, вправлял вывихнутые руки и ноги, выписывал лекарства, требовал от железнодорожного начальства соблюдения хоть каких то санитарных правил. Напрашивается вопрос: с  кем он общался, как проводил свободное время, если оно было у него? Вряд ли в Шарье в то время существовал какой – то круг, подходящий для молодого интеллигента. Почему он оставил Москву, где имел работу вольнопрактикующего врача, и выбрал поселок, затерянный в глухих лесах? Может быть, просто не было никакого выбора, пришлось согласиться на первое, что предложили? Считаю,  что только  не бедность и низкое происхождение заставили молодого врача выбрать такое, выражаясь сегодняшним языком, малопрестижное, а попросту, гиблое место для начала своей медицинской карьеры. Тут можно только гадать. Как и о том, почему, например, получив с окончанием университета право хлопотать о чине коллежского секретаря, лет через пятнадцать – коллежского асессора,  а если повезет, то и надворного советника, потомственный дворянин Иосиф Катерли ничем этим не занимался. Всю жизнь, судя по всему, был абсолютно равнодушен  и  к титулам, и к чинам. К любой суете, отвлекавшей от главного: дела. Считаю, что с молодости до глубокой старости он никогда не искал – где выгодней и легче, искал – где может принести больше пользы.

В настоящее время в  общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Гражданственность — качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. Гражданственность — это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед обществом, готовность отстаивать и защищать права и интересы других людей. Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками процесса становления поколения, которому суждено определять судьбу России. При всей сложности ситуации  и массе оговорок можно надеяться, что  данное поколение во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию, преодолев разрушительные тенденции  и исполнить тем самым свой патриотический и гражданский долг перед Родиной. Гражданственность и патриотизм — понятия взаимосвязаны. «Никто не станет возражать против такого качества души, как патриотизм. Но понимать это слово следует, прежде всего, как любовь. Любовь к своей родине, к земле, на которой ты живешь, которой хочешь добра и мира, любовь к ее природе, литературе и искусству, уважение к согражданам. Да и готовность, разумеется, защитить свой дом, близких, страну в том случае, если в нее вторгнутся захватчики, фашисты, как это было в 1941 году. Но такая любовь не должна быть слепой и бездумной. Патриотизм — это еще и способность видеть, что в твоей стране делается неправильно, не на пользу людям, а во вред, способность не бояться критиковать власть, чем бы это ни грозило лично тебе». Нина Катерли.

Патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой, малой родине, привычному укладу жизни. С развитием государства понятие «патриотизм» наполнилось политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов Отечества. 

Краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Потенциал его в современном образовательном пространстве ещё до конца не раскрыт. Краеведческая работа в школах  города Шарьи и Шарьинского мунициального района базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни,  а на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историей родной земли, это делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.



[1] Шатрова М. «По особому там даже листья деревьев дрожат»/Ветлужский край.27 января 2015г.

 

 

 

 

.

.

.

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.