Свежие комментарии

postheadericon Щербакова Ирина Владимировна, заместитель директора. «Фестиваль как одна из форм работы с одаренными детьми»

Щербакова Ирина Владимировна, заместитель директора МКОУ
ДО Ордынского района Новосибирской области «Дом детского творчества»р.п. Ордынское.

«Фестиваль как одна из форм работы с одаренными детьми»

Презентация Щербакова И.В. Фестиваль как

 

СЛАЙД 1.Фестиваль как одна из форм работы с  одаренными детьми.

 

Концепция современного образования построена таким образом, чтобы создать оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся, оказать им помощь в правильном выборе будущей профессии. Понимание того, что интеллектуальный потенциал нации является главным гарантом ее развития и благополучия побуждает к поиску новых форм, методов и технологий обучения, которые бы позволили максимально раскрыть творческие способности одаренных детей. На сегодняшний день многие психологи признают, что характер развития одаренности — это результат сложного взаимодействия многих факторов: наследственности (природных задатков), социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из условий в работе с одаренными детьми является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении.  Важным приемом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство.
Необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной и внеурочной  деятельности. В районе накоплен опыт выявления и развития талантливых и одаренных детей. Одаренность выявляется на научно-практических конференциях, олимпиадах, спартакиадах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. Способствует выявлению и поддержке одаренных детей развитие сети групп кратковременного пребывания для подготовки к обучению в школе на базе общеобразовательных учреждений, школ с классами (группами) профильного обучения, учреждений дополнительного образования, проведение профильных смен, в том числе на базе ДОЛ «Рассвет».

СЛАЙД 2.

Существуют различные формы работы с одаренными детьми:
- использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, размышлений вслух , проведении деловых игр, игровых и практических занятий;
- проведение интегрированных занятий;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проведение исследований;
- использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии — проведение, турниров, конкурсов, выставок, фестивалей.

Для развития и выявления одаренности учащихся разработана программа «Поддержки талантливых детей Ордынского района». Программа предусматривает в сфере развития детей обеспечение условий для развития интеллектуального потенциала и талантов детей. Для реализации данной Программы необходимо участие в совместной деятельности взрослого и ребенка, а значит, Программа должна основываться на требованиях к профессиональной и социальной компетентности взрослых людей, которые проявляются в оптимальном уровне профессиональной деятельности, их личностной характеристике, высоком уровне профессионального общения и саморазвития. Наконец, Программа предусматривает привлечение к детским проблемам и их решению широкого круга общественности и организаций, предусматривая поддержку социально значимых проектов.  На протяжении ряда лет традиционными в нашем  районе стали фестивали и различные конкурсы,       где есть возможность не только продемонстрировать свои успехи, но и сопоставить их с достижениями других участников. Как правило, в рамках конкурсов проводятся круглые столы, семинары, посвященные вопросам развития способностей детей, анализируется и обобщается опыт работы.

Конкурс-фестиваль в нашем понимании – это не только само мероприятие, где участники выступают на сцене, а жюри их оценивают. Фестиваль – это событие. Событие отличается от простого мероприятия тем, что оно существует и случается поверх непосредственно физических процессов. Оно возникает в сознании участников и длится до тех пор, пока оно оказывает какое-то влияние  на реальность, пока о нем есть память. Событие тем ярче, чем сильнее вызванные им перемены.  Наиболее интересные и значимые   в данном направлении   четыре  фестиваля:

СЛАЙД №3   это фестиваль вокального творчества «Юные таланты»,  театральный фестиваль «Волшебство театра», фестиваль педагогического мастерства и одаренных детей «Мастер золотые руки»  и  фестиваль для детей с ОВЗ «Я все  сумею, я все смогу!».

СЛАЙД №4-6

Немного подробнее о каждом фестивале: начнем с вокального фестиваля «Юные таланты» он проводиться уже четыре года, цель фестиваля создание благоприятной среды для развития творческого потенциала детей и юношества,   выявление и поддержка юных дарований, пропаганда творческой деятельности детей и юношества в обществе.  В 2015   в связи с празднованием 70- летия Великой Победы фестиваль проходил  под  названием « Песни, с которыми мы победили».

СЛАЙ №7. Всего в  фестивале приняли участие 755 учащихся, и если в первый год, когда для участия приглашались дети с 7 до 18 лет, то  в последующие годы  в фестивальное движение включились дети дошкольного возраста, начиная с трех лет. Фестиваль проводиться по нескольким номинациям:

-народное пение (солисты и группы);

- эстрадное  пение(солисты и группы);

- академическое  пение(солисты и группы).

Так как «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество», то и  фестивали имеет свою систему, которая реализуется в нескольких последовательных этапах, позволяющих провести отбор более одаренных учащихся. — первый этап — в учреждениях образования – школьные концерты.   Школьные концерты призваны выявить тех, кто проявляет интерес к вокальному исполнению, имеет  музыкальный слух . Именно школьные  концерты  призваны сделать предварительный отбор учащихся, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах.- второй этап – районный. Здесь  выбираются лучшее участники,  которые набрали наибольшее количество баллов.   Их  приглашают для выступления на  гала-концерте, который проводится в Доме Культуры, обязательно приглашаем родителей и конечно всех желающих. Всем участниками вручаются дипломы «За участие».

СЛАЙД №8  На гала-концерте награждают победителей , им вручают  дипломы  лауреатов  и памятные подарки.  Количество участников с каждым годом становится больше.  Но хочется заметить ,  что  качество выступлений от этого не страдает, а даже наоборот члены жюри отмечают  хороший уровень подготовки участников фестиваля, соответствие репертуара возрастным особенностям исполнителя,  высокое исполнительское мастерство, подбор и соответствие музыкального и хореографического мастерства, артистизм  и    раскрытие художественного образа отдельных исполнителей .Все  это  результат работы педагогов и методиста отвечающего за проведение фестиваля, ведь для педагогов проводились мастер-классы, семинары и методические объединения.

СЛАД №9-11

Театральный фестиваль  «Волшебство театра» проводится   три года, цели и задачи фестиваля  поддержка и развития детского театрального искусства (драматического, кукольного, музыкального). Приобщение детей и молодежи к отечественной театральной культуре, драматургии и литературе – духовному наследию России. Развитие духовно – нравственных, патриотических и эстетических чувств.  Внедрение театральных методик воспитания детей средствами театрального искусства. Повышение профессионального уровня руководителей детских театральных коллективов, обмен опытом работы.

Фестиваль «Волшебство театра»  каждый год проходит под определенный темой : «По сказкам Пушкина», «Сказки народов России», «Времен связующая нить»- посвященный празднованию 70 -летия  Победы в Великой Отечественной войне. В фестивале принимают участия дети, начиная с трех летнего возраста. Интерес к фестивалю с каждым годом растет , это можно увидеть на слайде.

СЛАЙД № 12-13  Фестиваль «Мастер золотые руки», это итоговая выставка работы педагогов по декоративно-прикладному и изобразительному искусству. Традиционно она проводится в конце учебного года , выставка оформляется в районном музее с 30 мая по 30 июня. Посетить её могут все желающие, еще один плюс, что в это время работают ЛДП.  В рамках фестиваля проводятся мастер-классы для детей  и взрослых. На открытии выставки каждое объединение или мастер делает презентацию своих  работ. Презентации проходят по-разному кто — то просто рассказывает, кто — то поет частушки , а кто — то представляет свои работы в стихотворной форме.  Возраст участников от 6 до 18 лет, также на этом фестивале свои работы могут представить педагоги. За проведение мастер-классов вручаются сертификаты. За представленные работы — дипломы лауреатов или дипломантов, в зависимости от количества  набранных  баллов.

Для оценки фестивалей формируется компетентное жюри, состоящее из специалистов  в  области вокального мастерства,  хореографии,  декоративно-прикладного, изобразительного искусства, театрального мастерства.  Хочется особо  отметить, что члены жюри это одни и те же люди которые на  протяжении  нескольких лет работаю в тесном контакте с Домом детского творчества, и видят что с каждым годом уровень подготовки детей, а также представленных работ возрастает.

СЛАЙД №14-16

Особо  хочется рассказать о фестивале для детей с ОВЗ « Я все сумею, я все смогу». Фестиваль проводится более 10 лет, в рамках мероприятий посвященных декаде инвалидов.  Фестиваль проводится в целях  создания творческого пространства, соединяющего людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников.  Способствует раскрытию   творческого потенциала, развитию талантов, культурной самобытности, подготовки детей к  независимой жизни в обществе в духе понимания,  привлечения внимания общества к созидательно-творческой деятельности детей  с ограниченными возможностями как средству их самовыражения  и  реализации.

Несколько лет  празднования фестиваля проходило по традиционному сценарию  выставка и праздник,  в  последние два года было решено немного раздвинуть привычные  рамки и добавить  в фестиваль игровую викторину. Эта идея прошла на «ура».

Для участников фестиваля был показан мини-спектакль «Свинопас», в исполнении  обучающихся объединения «Аллегрия»,  Дома детского творчества. Затем участники фестиваля демонстрировали свои таланты, дети пели песни, читали стихи, играли на музыкальных инструментах.

Также была проведена игровая викторина «В гостях у сказки». Викторину подготовила и провела педагог – организатор   Дома детского творчества  совместно с  работниками  «Культурно — досугового центра»   которые провели  игровую программу в костюмах сказочных героев. В Доме детского творчества была организованна выставка «Лучики надежды», на которую было представлено 68 работ, выполненных  детьми  с ОВЗ. Все участники фестиваля были награждены дипломами и подарками.

Финансирование всех мероприятий  было выполнено  по программе «Поддержки талантливых детей  Ордынского района».  Ежегодно  выплачиваются  стипендии и премии детям и подросткам в возрасте до 18 лет, достигшим высоких результатов,   обеспечивается поддержка областных, всероссийских предметных олимпиад, научно-практических конференций, спартакиад, конкурсов и других мероприятий.

Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются у участников различных конкурсов и фестивалей. Участие в них    расширяет   кругозор, формирует неординарность мышления,   развивает упорство в достижении поставленных целей.  Воспитание подрастающего человека начинается с целенаправленной позитивно влияющей среды на процесс развития личности. Чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем он раньше испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться в качестве самореализующейся личности.

Важную роль в этом играет межведомственное взаимодействие в работе с одаренными детьми,   наш Дом детского творчества  тесно сотрудничает со школами района, дошкольными образовательными  учреждениями,   Комплексным центром социального облуживания населения, отделом культуры, библиотеками, Отделом полиции, ГИБДД.

В районе отработана система организации общей занятости детей, ведь школьные годы очень благодатное время для выявления талантов. Школы  и Дом детского творчества   действительно задают тон в этой работе.

Наш  Дом творчества  создает все благоприятные условия формирования обогащенной образовательной среды такой личности внутри ученического или педагогического коллектива и за его пределами в рамках воспитывающей среды. Она формируется, когда учреждение организовывает жизнедеятельность детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческой жизни и выработанными на протяжении многих столетий правилами этикета. Эта среда формирует в наших воспитанниках не только необходимый уровень знаний, умении и навыков в выбранной творческой деятельности, но и знания о своих правах и формах их реализации в современном социуме, а также атмосферу терпимости (толерантности), доброжелательности, уважения, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия самого коллектива личностному успеху каждого воспитанника.
Корень слова одаренность — дар. И, произнося его, мы уже допускаем, что в психике человека есть нечто такое, что ему даровано. Дар этот им не заработан, не заслужен, его не получишь путем старательного учения, не купишь, не выиграешь в лотерею. Но одаренность можно и не заметить, или наоборот её можно и  развивать, если знать как.

Закончить свое выступление мне хочется словами

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”   ведь то, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел.

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.