Свежие комментарии

postheadericon Шатрова Галина Ивановна, учитель истории. Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Семья»

Шатрова Галина Ивановна, учитель  истории МОУ Зебляковской СОШ Шарьинского муниципального района Костромской области

Конспект урока по обществознанию в 5 классе.

Тема: «Семья»

  Урок «открытия» нового знания

в технологии деятельностного метода

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!   Сегодня  на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте гостей. Хорошо, садитесь. Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке.  Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. 

 

Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важные для каждого человека на земле вопросы.

Ребята, подумайте, что может пригодиться для успешной работы на уроке?

(знания, внимание, сосредоточенность)

Дети высказываются.

 

Учитель: Прошу определить свое настроение в начале урока (слайд 1, смайлики).

 

Чтобы определить тему сегодняшнего урока вы должны  проанализировать следующее    стихотворение:

 

Любили тебя без особых причин: (слайд 2)

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

 И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

 

Учитель: Кто может любить тебя как внука, как внучку,  как сына, как дочку, как просто малыша, который похож на папу и маму?

«Что является опорой в жизни каждого человека?

(ответ: семья)

(слайд 3- фото семьи)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

Итак, о чем пойдет сегодня речь на уроке, сформулируйте тему урока.

Тема: «Семья» (слайд 4)

Сформулируйте, пожалуйста, свои цели на уроке

(слайд 5). Мои цели:

 

Уметь…

Искать и выделять…

Ставить и формулировать…

Выражать…

Выбирать…

Сравнивать…

Приводить…

Оценивать…

Слайд 6. Цели:

 

уметь…(давать определения, что такое семья, брак)

- искать и выделять…(главное в тексте, например: функции семьи)

- ставить и формулировать…(цели, тему урока)

- выражать…(свое мнение по проблеме)

- выбирать…

- сравнивать…(разные точки зрения на семью)

- приводить….(примеры  по теме урока)

- оценивать…(свою работу и работу в целом класса)

 

Учитель: какие вопросы можно рассмотреть по теме нашего урока «Семья»?(ответы учащихся и выход на план урока)

План изучения темы (слайд)

  1. Что такое семья
  2. Зачем человеку семья?
  3. Функции семьи
  4. Какие бывают семьи
  5. Что такое брак
  6. Семейные ценности

 

Вопросы Могу, знаю Затрудняюсь
 Могу дать определение понятию «Семья»    
Могу доказать, что человеку необходима семья    
Могу перечислить основные функции семьи    
 Знаю  виды семей    
 Могу дать определение понятия «Брак»    
Знаю семейные ценности, могу привести примеры    

 

 

3 этап Выявление места и причины затруднения.

Учитель: заполняя таблицу, в чем вы испытали затруднение?  Почему? Учитель: потому, что на житейском уровне вы имеете представление по теме «Семья», но не знаете обществоведческих понятий.

Следовательно, наша задача — более подробно изучить данную тему

 

 

Учитель: Сравните 2 мнения о семье (Антошка и ученые)(слайд)

Какая возникла проблема?(ответы учащихся)

Слайд

Проблема: «Роль семьи в жизни человека и общества»

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Ребята, как решить эту проблему? Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке?

- работа с учебником

- презентация

-Интернет

-дополнительная литература

Каков будет результат нашего урока? (систематизировать знания по теме «Семья»

 

5. Реализация построенного проекта.

 

Ребята: Что такое семья?

Попробуйте без учебника сами сформулировать определение, что такое семья

Семья». Какое числительное и местоимение включает в себя слово «Семья»

(ответ: СЕМЬ   Я»

 

Работа над  первым  определением «Семья» (слайд)

Слайд

1.Семья — это группа живущих вместе близких родственников.

 

2. Семья – группа людей,  основанная на браке и кровном родстве, связанных между собой правами и обязанностями.

Сравните, что общего и особенного в этих понятиях? Предполагаемые ответы учащихся: брак, права и обязанности.

Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слово брак? Предполагаемые ответы учащихся: что-то плохое, некачественное, свадьба, жених и невеста.

(Ответы учащихся)

Что такое брак? 2 лексических значения слова «Брак» (слайд)

Учитель: Как вы думаете, какие значения соответствуют нашей теме?

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во

внешней речи.

 

Найдите и зачитайте определение в учебнике стр. 139

 Ответы учащихся

 

Функции семьи (самостоятельно работая с учебником, стр. 138-139  найдите основные функции семьи (опрос)?

Работа с иллюстрацией учебника, стр. 139. Вопрос: Выполнение каких функций семьи вы можете обнаружить на этой фотографии?

Работа с кластером (слайд)

(Слайды) Функции семьи

 

Семья может быть:

 

многопоколенной двупоколенной
многодетной малодетной
полной неполной

 

Приведите примеры разных видов семей ( опрос)

Для успешного выполнения творческой деятельности я предлагаю вам небольшую разминку.

Физкультминутка: Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой

- Кто помогает близким, встаньте и   выполните перекрестные движения руками перед собой

- Хлопните те, кто очень любит свою семью, кивните головой

Учитель: После весёлой разминки мы возвращаемся к работе.

Учитель: Ребята, кто хочет рассказать о своей семье, каких вы придерживаетесь семейных ценностей? Приведите примеры.

Ответы учащихся

На ваш взгляд, что делает семью счастливой? Перед вами лежат ромашки, напишите на их лепестках те ценности, которые могут сделать семью счастливой, крепкой, надёжной. И вместе с вами мы составим букет счастливой семьи.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону.

Вопросы Могу, знаю Затрудняюсь
 Могу дать определение понятию «Семья»    
Могу доказать, что человеку необходима семья    
Могу перечислить основные функции семьи    
 Знаю  виды семей    
 Могу дать определение понятия «Брак»    
Знаю семейные ценности, могу привести примеры    

 

 

 

8.Включение в систему знаний и повторение.

Вопрос: «Зачем человеку семья?»

(слайд 5)

 

Возвращение к теме урока, целям, проблеме

С каким высказываем вы согласны, что говорил ученик или ученый

Антошка:

«Зачем человеку  семья? Это только  одни заботы, проблемы».

Ученый:

«Человек становится   человеком  только в семье»

 

Ответы учащихся.

 

Подумайте над следующими словами:

 «Любая дорога  начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится   человеком  только в семье».

Как вы это понимаете? Согласны  ли вы с ними? Зачем человеку  семья?

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Дети, меняются времена вместе с ним меняется отношение к воспитанию детей, меняются идеалы, но есть ценности, которые формируются только в семье и существуют вечно.

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(НА ВЫБОР)

 

Оцените свое настроение к концу урока. Оцените вою работу и работу своих одноклассников

Рефлексия, заполнение таблицы

 

Из ваших рассказов мы увидели, что вы любите своих близких, вас объединяют общие традиции ценности, что придаёт вашей семье своеобразие, неповторимость, поэтому дома предлагаю вам

1) вместе с родителями изготовить из подручных материалов (бумага, рисунок, пластилин, крупы, природные материалы и др.) символ вашей семьи.

2) Выполнить задание № 1,2 стр. 13-14 в рабочей тетради.

3) Найти пословицы и поговорки о семье, раскрыть смысл одной из них.

 

 

Учитель: А сейчас все встали, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давайте по моей команде   соединим  в хлопке  наши знания, и  хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Один комментарий на “Шатрова Галина Ивановна, учитель истории. Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Семья»”

  • Зухра:

    Пожалуйста! Помогите составить технологическую карту урока по обществу по Соболеву «Роли в семье»