Свежие комментарии

postheadericon Чеботарева Алла Михайловна, воспитатель. Статья «Познавательное развитие дошкольников».

Чеботарева Алла Михайловна, воспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородской обл., Белгородского р-на».

Статья «Познавательное развитие дошкольников».

Скачать статью СТАТЬЯ Чеботарева

Познавательное развитие детей.

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. На современном этапе развития образования государство заинтересовано вопросами воспитания и развития дошкольников. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Данный документ дает возможность по-другому рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. «Конкретное содержание образовательных областей … может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития детей)»

Каждая из специфических видов детской деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития.

Детям раннего возраста присуще любопытство, они познают мир, манипулируя с предметами, т. е.  в предметной деятельности. Экспериментируя с предметами, они узнают цвет, форму, размер, температуру предмета и т. д., также узнают свойства предметов: вода течет, камень тонет, снег тает и др.

У детей старшего возраста проявляется любознательность, познавательный интерес, их интересует суть явлений, связи между ними, закономерности. Дети задают бесконечное количество вопросов как? и почему?

Большую часть необходимой информации дети берут от общения со взрослыми: название предметов, действия с ними, правильное отношение ко всему окружающему.

Самым важным видом деятельности, в котором происходит познавательное развитие, является игра. В игровой деятельности со сверстниками или со взрослыми дети применяют свои знания и умения. Главные виды игр – сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх реализуется желание ребенка быть самостоятельным, стремление участвовать в жизни взрослых. Дидактические игры, игры с правилами также удовлетворяют познавательные интересы дошкольников.

В коммуникативной деятельности дети получают возможность высказывать свое мнение, обсуждать различные вопросы, задавать вопросы, исходящие от полученного ответа, дети спорят и находят истину самостоятельно или с незаметной помощью взрослого.

Познавательная деятельность учит детей ставить проблему, находить пути ее решения, объяснять результат.

Чтение, рассказывание художественной литературы, фольклора, обогащают представления детей о мире, развивают фантазию, доставляют эмоциональное удовольствие.

Рассматривание картин углубляет детские представления о природе, о людях, явлениях общественной жизни.

Двигательная деятельность, пусть немного, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Здесь дети узнают, как устроено тело человека, каковы его возможности. В подвижных играх учатся соблюдать правила, узнают о разнообразии движений в природе (бегают, прыгают, ползают, летают и др.). Познавательные интересы удовлетворяются знаниями о видах спорта, знаменитых спортсменах, олимпийских играх, знаниями о здоровом образе жизни.

Самообслуживание и элементарные трудовые действия дают возможность узнавать больше свойств предметов, варианты действий с ними.

Рисование, конструирование дают представления о средствах изобразительной деятельности, материалах, знакомят с произведениями искусства.

Таким образом, каждая из видов детской деятельности  позволяет удовлетворить познавательные интересы детей, побуждает его к познавательным действиям, позволяя переходить к высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста – познавательной активности.

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет, однако необходимо создать благоприятные условия для успешного познавательного развития детей. Это партнерские отношения взрослого с ребенком, игровая форма обучения, постановка перед ребенком познавательных задач так, чтобы ему казалось, что он сделал «открытие» сам. Это поддержка детской инициативы, доброжелательные отношения со сверстниками, вовлечение родителей в образовательный процесс, создание развивающей среды, которая может обеспечить игровую, исследовательскую активность детей.

Результат познавательной деятельности в общем виде – это интеллектуальное и нравственное развитие личности, потребности к знаниям.

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.