Свежие комментарии

postheadericon Хворостянова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования. Конспект экскурсии «Наблюдения за птицами».

Хворостянова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «ЦДОД» г. Благодарный Ставропольский край.

Конспект экскурсии «Наблюдения за птицами».

Скачать конспект далее Конспект экскурсии

 

 

Цель: Научить обучающихся самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

1. Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе.

2. Формировать исследовательские умения:

- сбор необходимой информации;

- обобщение полученных знаний.

3. Развивать у обучающихся наблюдательность, мышление, внимание.

4. Воспитывать бережное отношение  и чувство сострадания к  птицам.

 

Оборудование:

  1. Карточки наблюдений, ручки.
  2. Фотоаппарат.

Место проведения экскурсии: ЦДО – пер. Кочубея – ул. Чапаева – МОУ СОШ № 15 – Д/С №29 – пл. Строителей – Лесопарковая зона пл. Строителей – ул. Свободы – ЦДО.

 

План проведения экскурсии.

 

1. Орг. момент.

Педагог: Я улыбнусь Вам, Вы улыбнитесь мне. Мы добры и спокойны. Выдохните неудачу. Вдохните свежесть ясного зимнего дня.. Пожелаем друг другу хорошего настроения и успехов в работе.
Теперь можно сесть поудобнее. ( Проверьте свою осанку)

 

2. Сообщение темы и целей экскурсии.

Педагог:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы  провести свои наблюдения за  ———-  .  За кем, Вы узнаете, отгадав загадку.

 

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

               а второй раз — мягкий.  (Птица)

- Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

- Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.
Педагог:

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство…
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички …
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Стоит в лес углубиться -
И уже как не дома:
Словно мы за границей -
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи отроду.
И еще утверждаем, что мы любим природу. ( Обсуждение стихотворения с детьми).

Педагог:  Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением,  разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

 

Педагог: — Ребята, а как Вы думаете, зачем люди проводят наблюдения за птицами? (Ответы обуч-ся)

Перед началом экскурсии в объединении  проводится беседа о том, что дети будут наблюдать, и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).

- Ознакомление обучающихся с маршрутом  проведения экскурсии.

- Проведение инструктажа по технике безопасности при проведении  экскурсии.

Основная часть.

1. Ознакомление обучающихся с методикой наблюдений за птицами. 

Основные качества наблюдательного человека:

 

1. Умение полно подмечать особенности объектов, явлений.2. Умение подмечать малозаметные детали.3. Умение вести длительные наблюдения, фиксировать изменения.

4. Умения вести наблюдения планомерно.

5. Умение делать выводы из наблюдений.

6. Умение вести записи по результатам наблюдений.

Работа с наглядностью.

Педагог:

- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

- По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

- Скажите, что делают птицы?

- Назовите птиц, которых вы узнали?

- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

- Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

- Какие это птицы. (Зимующие).

- Почему мы их так называем?

- Поют ли птицы зимой?   ( Да, но нет такого многоголосья).

- Подумайте и определите, кто из этих птиц поет: “Синь-синь”? (Синица).

- Кто из птиц чирикает? (Воробей).

- Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

- Кто из птиц каркает?  (Ворона)

- Голоса каких птиц Вы слышите? (Ответы детей)

Игра: «Угадай птицу по описанию». (воробей, дятел, ворона, голубь, синица и др.)

 

Педагог:   Продолжите фразу, начатую мной:

У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)

Ворона большая, а воробей … (маленький)

Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)

Клест – нарядный, а воробей … (невзрачный)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)

Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

 

Педагог: Про кого из зимующих птиц можно сказать:

 

мой (грач, дятел, голубь, воробей)

моя (ворона, синица, сорока)

мои …

Физминутка.

 

Давайте мы с Вами руками помашем,
И что–нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем!
Что мы сидим?

 

Педагог:  А сейчас я хочу Вам загадать загадки о птицах.

Озорной мальчишка,
В сером армячишке,
По двору гуляет,
Крошки собирает.  ( Воробей)

 

Раздается громкий стук,
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил …   (Дятел)

 

А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.  (Синица)

 

Известная персона,
А зовут ее …  (Ворона)

 

Вещунья белобока,
А зовут её …   (Сорока)

Педагог:

- Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).

Педагог: Да, в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека.

- Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).

- Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем  мы можем подкармливать птиц? (Ответы обучающихся: пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Педагог:  Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола.

 

Рассказ педагога о синице.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

 

Педагог: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Посмотрите и скажите,  из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки? ( Ответы обучающихся).

Дети насыпают корм в кормушку и наблюдают, прилетят ли птицы к кормушке?.

 

Педагог: Давайте подведем итог.

 

Игра  «Хлопки». ( Педагог называет птиц, и если названную птицу дети сегодня видели, то они делают хлопки руками,  если нет – топают ногами).

 

Педагог:  Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная, как тяжело птицам, думаю, вы теперь не будете их обижать, потому, что они наши верные друзья. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

 

4. Подведение итогов экскурсии.

Педагог:  

- Каких птиц Вы встретили на экскурсии?  Чем они были заняты?

- Много ли птиц зимой в  нашем городе?

- Поют ли птицы зимой?

- Чем питаются птицы зимой?

- Каких птиц  Вы узнали, по каким признакам?

- В каком месте Вы увидели птиц больше? Как Вы думаете, почему?

В конце экскурсии педагог  возвращает обуч-ся  к обозначенной теме экскурсии: «Наблюдения за птицами». Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим сделать фактические записи, рисунки по экскурсии. Обуч-ся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли, и какие качества каждому еще нужно тренировать.

 

Педагог:   Я предлагаю Вам дома с родителями сделать кормушки, развесить их, и  во время кормления  вести наблюдения за птицами. Вы увидите много интересного.  До свидания, спасибо за работу!

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.