Свежие комментарии

postheadericon Тагирова Альбина Рашитовна, психолог. Статья «Психологическое сопровождение детей 6-7 лет в группах «будущих первоклассников».

Тагирова Альбина Рашитовна, психолог Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Западного МЦСПСД,  отделение социальной помощи семье и детям г.Белебей

Статья «Психологическое сопровождение детей 6-7 лет в группах «будущих первоклассников».

 Скачать статью публикация психолога -Тагировой А.Р.

Введение ребенка в школьный мир осуществляется в группах «будущих первоклассников» основная задача которых – психическое развитие ребенка до уровня готовности к школьному обучению Учебная деятельность требует от будущих первоклассников необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно- двигательной координации, достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления.                                                                                       Психолог разрабатывает программы для психологического сопровождения детей 6-7 лет в школьных группах «будущих первоклассников» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Основная идея реализации программы состоит в том, что в течение учебного года психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы  в виде урока – игры, которые проводятся психологом после основных занятий учителя с будущими первоклассниками 1  раз в неделю начиная с октября месяца.  В летний период я охватила группу детей, которые не посещали занятия в период с октября по май.

Так как основным видом деятельности у детей остается игра, психолог свои занятия проводит в  доступной, интересной игровой форме, среди которых присутствуют игры, расширяющие словарный запас и кругозор ребенка, игры на развитие мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, игры, развивающие мелкую и крупную моторику. Все занятия психолог начинает с выявления эмоционального состояния ребенка в игре «Барометр настроения», учит детей объяснять причину своего настроения, использует элементы психогимнастики для снятия психофизического напряжения. Также между занятиями учителя с детьми на переменках педагог-психолог проводит подвижные игры, каждая из которых имеет свои определенные цели и задачи.

На «психологических уроках» психолог использует электронный материал из «детской электронной книги» —  «Мир вокруг нас». Яркость, эмоциональность, вербальное сопровождение представленного материала способствуют наиболее эффективному  его восприятию и запоминанию, что очень нравится будущим первоклассникам.

Цели программы:

Подготовка ребенка к началу школьного обучения, создание условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

1. Развитие психических и познавательных процессов.

2. Развитие интеллектуальной сферы.

3. Развитие эмоционально- волевой сферы.

4. Развитие личностной сферы.

5. Формирование школьной мотивации.

6. Продолжать формировать этические представления.

Формы работы.

1. Групповые занятия;  время проведения — 25 минут.

2. Индивидуальная работа (диагностика)

Возрастные особенности детей.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно- ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

 

Конспект занятия «Летняя школа для будущих  первоклассников »

Цель занятия:

1) Всесторонняя подготовка детей к школе в игровой форме.
2) Знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в работу.
3) Формирование произвольность психических процессов, произвольность поведения, положительного отношения к школе, умения действовать по образцу, умение слушать, с помощью развивающих игр.

Ход занятия:

звучит музыка «Чему учат в школе»

Знакомство «Наш городок» на  шаблонах в виде домика записываю Ф.И.О ребенка, адрес – «домик»наклеиваем на ватман (получается картинка города).

Упражнение «Приветствие»

Психолог: «Давайте возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуйте!» — шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим».

Звучит первый звонок

Презентация по теме «Когда появились первые школы»

Упражнение «Мир дошкольника и мир школьника»

Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.

Психолог: дети давайте мы с вами подумаем, чем отличается мир школьника от дошкольника. Дети перечисляют, например: в садике спят, а в школе нет, в садике играют, а в школе учатся, в садике воспитатель, а в школе учитель.

Упражнение «Ответь на вопросы»

Цель: развитие мыслительных операций.

Психолог: «Ребята Я буду задавать вопрос, и бросать мяч, тому — кто поймает будет отвечать на мой вопрос. Если ты не сможешь ответить, то все остальные будут помогать тебе».

  • Мишу ударил Ваня. Кто драчун?
  • Володю ждет Катя. Кто задержался?
  • Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
  • Дом позади леса. Что впереди?
  • Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает?
  • Собаку укусила оса. Кто кусался?
  • Мама зовет домой дочку. Кто на улице? А кто дома?
  • Витю слушал учитель. Кто рассказывал?
  • Автобус едет впереди грузовика. Что едет позади?
  • Кошка больше собаки. Кто меньше?
  • Мальчик ниже девочки. Кто выше?
  • Дедушка старше бабушки. Кто моложе?
  • Дуб выше березы. Что ниже?
  • Ответьте, что я делала раньше:
  • Я ела кашу на завтрак, после того как почистила зубы.
  • Я вечером пили чай, после того как пришла с прогулки.
  • Я много училась, прежде чем стать врачом.
  • Прежде чем выйти из дому, мы завтракаем.
  • Я здороваюсь, прежде чем заговорить с незнакомым человеком.
  • Я зашла за хлебом, прежде чем поехала к подруге.

Упражнение «Эмоциональная разминка»

Цель: настрой на работу, создание эмоционального фона.

Психолог: «Ребята, когда я буду говорить «радость» — вы будете прыгать и хлопать в ладоши одновременно; «злость» — топать и хмуриться, «грусть» — наклонять голову и опускать руки».

Игра «Кто лишний»

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз — сюда, два — туда,
Повернитесь вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз — два, раз — два,
Заниматься нам пора.

 

Упражнение «Угадай на ощупь»

Цель: развитие тактильного восприятия

Игра ПОЛ –нос потолок

Подведение итогов занятия.

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.