Свежие комментарии

postheadericon Рязанцева Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования. Практическое пособие к программе «Марьюшка» ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ.

ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

 Практическое пособие к программе «Марьюшка»

Часть 1.

Рязанцева Анастасия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

туристско-краеведческий отдел

объединение «Марьюшка»

Воронеж 2014

Рязанцева А.С. Применение народных игр в детском фольклорном  коллективе.

 Выпуск №1. Практическое пособие к программе «Марьюшка».

Воронеж: МОУДОД ДТД и М, 2009

Данное практическое пособие  предлагается в помощь педагогам дополнительного образования, всем , кто хочет познакомится с применением  народных игр в детском фольклорном коллективе.

Рязанцева А.С. ,2009г.

Содержание

Введение………………………………………………….

 

1.Музыкально-фольклорные игры……………………….

1.1 Подвижные игры………………………………..

  • « Метелица»
  • «Перевёртыши»
  • «Весёлая ткачиха»

 

2. Применение народных игр в обрядовых праздниках………………..

  • Святки
  • Масленица
  • Троица

 

Заключение……………………………………………………

 

3.Приложение…………………………………………………….

 

Список литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена игра была ведущей формой развития, формирования, воспитания ребёнка. Существует разнообразные игры: подвижные, малоподвижные, лингвистические и т.д. Среди них не последнюю роль играют  народные игры. Это уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку  у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том, что он должен уметь организовать деятельность воспитанников, развивать творческие способности, индивидуальность с помощью  игры.

В практике широко используются игры ролевые, дидактические, подвижные, игры с пением и др. Среди всего многообразия игр следует выделить особо игры подвижные, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

В данном сборнике  внимание акцентируется именно на подвижных народных играх, так как они способствуют активному  становлению личности в физическом и  нравственном  аспекте.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Цель данного сборника -показать на практике применение  той или иной народной подвижной игры в ходе обрядовых праздников.

Все рекомендуемые игры в различное время широко использовались

в процессе учебных занятий, при проведении обрядовых календарных праздников в детском фольклорном объединении «Марьюшка».Богатый региональный  материал по фольклору Воронежской области, частично вошедший в сборник, способствовал   успешному формированию духовной и нравственно – ориентированной  личности ребенка.

 

Именно в процессе игры развиваются музыкальные способности, формируются исполнительские навыки, дети учатся передавать в движении художественный образ. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества

Игровой материал подобран дифференцированно, что даёт возможность использовать его при работе с учащимися младшего школьного  возраста с различной степенью  эстетического развития.

 

 

 

 

  1. 1.     МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ

В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены музыкально- фольклорные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. Таким образом  музыкально-фольклорные игры– естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Детской фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

1.Слушание-  восприятие.

2.Пение

3. Народная хореография.

С русскими народными песнями и мелодиями   педагог знакомит с младшего школьного возраста. Это такие песенки, как «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т.д. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий  мир ребёнка. По тексту песни очень  лаконичны, построены на повторе одной музыкальной  фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Из –под дуба», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я». Народные  мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляет детям настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический  рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры: «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший» и т.д.

Народ-мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нарвоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.Умывая малыша напевая ему ласково:

Водичка,водичка.

Умой моё личико.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался  зубок.

Или

Чистая водичка

Моет Жене личико.

Настеньке ладашки

А пальчики Антошке.

Игры с элементами логоритмики (когда рифмованная речь сопровождается ритмическим движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д.) активизуют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму (приложение 1).

Игра всегда эмоциональна, она будит у играющих сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения. Подчиняя импульсивные желания правила игры, ребенок совершает волевое усилие, тренируя тем самым волю (приложение 2).

В театрализованных играх хорошо развивается пластика движений, музыкальный слух и чувство ритма, развивается внимание, сложная телесная координация. Импровизированные диалоги способствуют развитию чувства юмора, речи, находчивости и свободе общения, учатся проигрывать без потери личностного потенциала и самоуважения (приложение 3).

На Масленице и Святках большой популярностью пользуются игры “У Маланьи”, “У дедушки Трифона”. Эти игры раскрепощают, дают ощущение внутренней свободы, развивают творчески (находчивость, быстрота реакции, воображение и тренируют у водящего самообладание) .

А считалки позволяют соблюдать справедливость при выборе водящего и защищает робких детей от произвола лидеров – в этом заключается ее этическая функция. Эстетическое воздействие считалки на ребенка очевидно – достаточно вслушаться в ритм, в художественно отточенную лаконичную фразу, чтобы понять, почему этот жанр один из наиболее любимых и распространенных в детском фольклоре.

Исследователи указывают на то, что наибольшее воздействие оказывает считалка, когда ее скандируют хором, подчеркнуто ритмично и достаточно громко. Во-первых, ритмичная и рифмованная речь активизирует речевой центр в коре головного мозга, а, во-вторых, громкое хоровое скандирование стихов (как и хоровое пение) дает ощущение полноты жизни, которое не исчерпывается данным моментом, но закрепляется в душевном строе ребенка, обеспечивая ему душевные силы не только в детстве, но и взрослому (приложение 4).

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая функциональность: нельзя сказать, что одна игра развивает физически, другая эмоционально, третья развивает память, четвертая – внимание, а пятая формирует навыки общения и т. д. – любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию. Подвижные игры всегда сопровождаются психоэмоциональным напряжением, которое лежит в основе любой способности, а также в основе интуитивного мышления, следовательно, любая игра обеспечивает творческое и интеллектуальное созревание ребенка. Детям нравятся чистоговорки, которые учат правильно формировать и развивать связную речь, отрабатывать артикуляцию (приложение 6).

 

Подвижные игры – незаменимое средство воспитания. Ведь она не представляет собой чего-то случайного и присутствует у всех народов и на всех стадиях культурного развития, а также у детенышей животных, что говорит о ее естественной биологической природе. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка. Ловкость, пластика и грация движений, сила. Выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нем, мышечное чувство и координация – эти качества, характерные уровню физического развития, ребенок вырабатывает в игре. Есть игры, которые хорошо тренируют вестибулярный аппарат, развивают чувство равновесия, способствуют полноценному развитию мозжечка.

ИГРА «Метелица»

 “Метелица”. Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!

Повороты в воздухе (“переверты”) – хорошее упражнение для развития координации и укрепления мышц спины. Кроме того, одновременные прыжки под хоровой счет дают ребенку чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе.

ИГРА «Перевёртыши»

 

Перевертыши”. Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):

Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Нитка дольше всех.
Перевертов шесть!

После слов “перевертов шесть!” Играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счет подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.

ИГРА «Весёлая ткачиха»

 

В игре “Веселая ткачиха” ребенок, пробегая между надвигающимися на него стенками, испытывает “веселый ужас”, тренируя в игре нейрогормональные системы, которые отвечают за поведение в экстремальных ситуациях. По считалке выбирает два “челночка”. Остальные делятся на две стенки – это ткацкий станок. Взявшись под руки стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т. е. ритмично сходятся и расходятся со словами:

Я веселая ткачиха

Хорошо умею ткать

Пинч – понч, клепу, клепу

Хорошо умею ткать- обе стенки идут навстречу друг другу

- стенки расходятся, шагая назад

- стенки сходятся

- стенки расходятся

Челночки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т. е., когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются “затканными” в станке, т. е. зажатыми между стенками. Следует обращать внимание на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию, т. к. часто в азарте игроки, нарушая ритм, выдаются вперед, пытаясь поскорее заткать челночка.

 

 

2.Применение народных игр в обрядовых праздниках.

 

Зимние святки – с 25  декабря по 6 января (все даты  даны по старому стилю).

q     Рождество – 25 декабря.

q     Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.

q     Васильев день – 1 января.

q     Страшные вечера – с 1 января по 6 января.

q     Крещение – 6 января.

q     Масленица – восьмая неделя перед  Пасхой.

q     Весенне-летние праздники.

q     Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.

q     Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).

q     Егорьев день – 23 апреля.

q     Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая  неделя после Пасхи.

q     Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.

q     Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.

q     Аграфена Купальница – 23 июня.

q     Иван Купала – 24 июня.

q     Петров день – 29 июня.(Приложение 2)

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Зимние святки

 

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья.

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!
Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Использовали такие игры,как «В коршуна», «Я селезня любила»

Игра «Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

  • Вокруг коршуна хожу,
  • По три денежки ношу,
  • По копеечке,
  • По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

  • Коршун, коршун, что ты делаешь?
  • Ямку рою.
  • На что тебе ямка?
  • Копеечку ищу.
  • На что тебе копеечка?
  • Иголочку куплю. Зачем тебе иголочка?
  • Мешочек сшить.
  • Зачем мешочек? Камешки класть.
  • Зачем тебе камешки?
  • В твоих деток кидать.
  • За что?
  • Ко мне в огород лазят!
  • Ты бы делал забор выше,
  • Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

 

«Я селезня, я любила»

Среди парней выбирают водящего. Ставят его в круг. Остальные поют первый куплет. На последующие куплеты начинают его одевать в то, что упоминается в песне.

 

 

 

1. Я селезня, я любила.

Я ли, я ли, селезень,

Я ли, я ли, молодой.

2. Я селезня, я любила

Лаптёшки ему я купила

Я ли, я ли, селезень,

Я ли, я ли, молодой,

В лаптях дорогой.

3. Я селезня, я любила,

Штаны ему я купила.

Я ли, я ли, селезень,

Я ли, я ли, молодой.

В лаптях селезень,

В штанах дорогой.

4. Я селезня, я любила,

Рубашонку ему я купила.

Я ли, я ли, селезень,

Я ли, я ли, молодой.

В лаптях селезень,

В штанах селезень,

В рубашонки дорогой и т.д.

Далее, ему купили «пиджак», «картуз», «часы», «сюртук» и т.д.

 

Масленица. Проводы зимы

Масленица – следующий после зимних святок крупный праздник в деревне. Масленицу праздновали  в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры  с непременными блинами, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках.

«Бояре»

 

 

 

         Участники встают в две линейки лицом друг к другу. Жребием выбирают «жениха». Начинает игру та линия, в которой он находится. Её участники подходят к противоположной с песней:

- А бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

- А бояре, вы зачем пришли,

Молодые, вы зачем пришли?

- А бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

- А бояре,  покажите жениха,

Молодые, покажите жениха.

Жених  выходит из линии, остальные поют:

-  А бояре, это что ль вам не жених,

Молодые, это что ль вам не жених.

Далее невеста просит показать различные предметы, одежды, быта, инструменты  и т.д. Сторона жениха показывает требуемое с помощью пантомимы.

Например:

- А бояре, покажите-ка нам дом,

Молодые, покажите–ка нам дом.

«Показывают» и поют:

- А бояре, это что ли вам не дом,

Молодые, это что ли вам не дом.

Так невеста может просить показывать  разные предметы, пока не надоест.

Игра заканчивается куплетом со стороны невесты:

-   А  бояре, мы невесту не дадим,

Молодые, мы невесту не дадим.

Со стороны жениха отвечают:

- А бояре, а мы силою возьмём,

Молодые, а мы силою возьмём.

С этими словами бегут отбирать невесту.

Малечена-калечина

Играющие выбирают ведущего, каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

 

— Малечена-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера

До весеннего?

 

После слов до весеннего  дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три… десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Правила игры. Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант. Для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

ТРОИЦА

В Троицын день девушки и женщины устраивали похороны березы, «русалки», «кукушки». Сломанную ветку или особую траву,  называемую «кукушей», наряжали и затем закапывали под песню, как правило, на огороде.

«Заинька»

 

Играющие водят хоровод. В центре – «заинька», который выполняет всё, о чём поют.

 

 

 

1.  Заинька, мимо саду,

Серенький, мимо саду.

Розан, розан, возле саду,

Розан, розан, возле саду.

 

2.   Заинька, войди в садик,

Серенький, войди в садик.

Розан, розан, войди в садик,

Розан, розан, войди в садик.

 

3.  Заинька, рви цветочки,

Серенький, рви цветочки.

Розан, розан, рви цветочки,

Розан, розан, рви цветочки.

 

4.    Заинька, вей веночек,

Серенький, вей веночек.

Розан, розан, вей веночек,

Розан, розан, вей веночек.

 

 5.  Заинька, на головку,

Серенький, на головку.

Розан, розан, на головку,

Розан, розан, на головку.

 

6.   Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай.

Розан, розан, выбирай,

Розан, розан, выбирай.

 

По окончании – выбирает другого «заиньку». Игра начинается сначала.

«Заинька, беленький»

 

 

 

Участники, взявшись за руки, образуют круг.  С помощью считалки выбирают водящего, который становится внутри круга и выполняет роль заиньки. Круг постоянно движется. Заинька бегает по кругу и пытается выскочить из него. Ему не дают этого сделать. На словах «есть города турецкие» круг поднимает руки вверх, не размыкая его. Заинька больше не пытаться выскочить  из круга, на словах «замочки немецкие» круг смыкается, затем снова выпрямляется и останавливается. При словах «Ну-ка, зайка, скоком-боком, перед нашем хороводом» зайка скачет, а остальные ему хлопают. Затем при словах «Ну-ка, зайка, повернись, кого любишь, поклонись»  зайка выбирает кого-нибудь из круга и кланяется ему.  «Ещё поцелуйся, больше не балуйся» – заинька целует того, кого выбрал и встаёт на его место. А выбранный встаёт на место зайки. Игра начинается с начала.

 

Заинька серенький, заинька беленький.

Некуда заиньке выскочить,

Некуда серому выпрыгнуть.

Есть города турецкие,

Замочки немецкие.

Ну-ка зайка, скоком-боком,

Перед нашим хороводом.

Ну-ка зайка, повернись,

Кого любишь поклонись.

(замедляя) Ещё поцелуйся,

Больше не балуйся.

 

 

Заключение

 

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

.Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Аникин В.П. «Живая вода» // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок./ Аникин В.П.- М., 1987, 156 с.

2.Арборт Ю.А. Русская народная роспись по дереву. / Арборт Ю.А. -М., 1987, 250с.

3.Богуславская З.М.Развивающие игры для детей дошкольного возраста. / Богуславская З.М .-М., 1991.

4.Букринская И.А., Голубева Л.Н. и др. Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования в России» /Букринская И.А., Голубева Л.Н.- М., 1994, 65с.

5.Василенко В.М. Народное искусство. /  Василенко В. М.-М., 1974, 58 с.

6. Гилярова Н Хрестоматия по  русскому фольклору./ Гилярова Н.- М, 1994, 250с.

7.Иванчикова Р.Р.Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

8. Куприянова Л. Л. Фольклорно- экспедиционные записи (личный архив)./ Куприянова Л. Л.- М, 1983, 25 с.

9.Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.

10. Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры./ Науменко Г — М., 1977-1988, 45с

11. Науменко Г. Родничок. Русские народные песни, игры, сказки./ Науменко Г- М., 1983,86с.

12. Нечаев А. Н. Рыбакова Р. Д Русские народные сказки/ Нечаев А. Н. Рыбакова Р. Д.- М, 1954, 120с.

13.Юдин А.В. Русская традиционная духовность. / Юдин А.В.- М., 1994,256с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.