Свежие комментарии

postheadericon Романова Наталья Александровна, воспитатель. «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Романова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»  г. Ноябрьск,  ЯНАО.

«Формирование основ безопасного поведения у детей  дошкольного возраста»

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности сформировались ещё в древности, когда  люди пытались защищаться от диких животных и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности.  В последнее время, мы очень часто  слышим  сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.

Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Дошкольный возраст — период впитывания и накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в природе совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно, в старшем дошкольном возрасте, основным новообразованием является  зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как  необходимой, безопасной,  целесообразной, полезной.  Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать  каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

 Работу по формированию ОБЖ  следует проводить через следующие формы образовательной деятельности:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • режимные моменты;
  • самостоятельная деятельность детей.

- формы организации детей:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • групповые.

- совместные действия:

  • наблюдения;
  • беседа;
  • чтение;
  • рассматривание;
  • просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • игра;
  • ситуативно-имитационное моделирование (СИМ)
  • проектная деятельность.

- создание соответствующей предметно-развивающей среды. В неё входят:

1. Уголок безопасности

2. Игротека.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

 

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать:

- информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

-познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

-наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

-досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в природе, быту, встрече с незнакомым человеком, на улице совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

 

Используемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
  4. Белая К.Ю. и др. Твоя безопасность. – М.: Просвещение, 1998.
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  6. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб: Детство- Пресс, 2010.
  7. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
  8. Интернет- ресурсы

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.