Свежие комментарии

postheadericon Офицерова Любовь Анатольевна, воспитатель. Родительское собрание: «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Офицерова Любовь Анатольевна, воспитатель МБДОУ ДС «Крепыш» г. Ноябрьск ЯНАО.

Скачать работу   родит. собрание Офицерова

Родительское собрание: «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

Задачи:Знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка,  особенностями протекания  кризиса 3-х лет, научить родителей понимать, какие психологические процессы  происходят с детьми 3-4лет.

План собрания:

  1. Вступительное слово.

2.   Основной этап

1) « Психическое     здоровье детей 4го года жизни». Выступление педагога-психолога по данной теме.

2) Знакомство с ФГОС

3) Деловая игра  «Цветик — семицветик».

4) Вручение памяток  родителям: « Это важно знать», «Чему ребенок должен научиться  за год?»

3. Заключительный этап. Принятие решения.

 

Мероприятие происходит в музыкальном зале. Родители садятся на свои места, звучит спокойная музыка.

Вступительная часть

Воспитатель приветствует родителей, благодарит за присутствие.

Сообщает тему, цель и программу мероприятия.

 

Ход проведения собрания:

  1. 1.      Воспитатель:Добрый вечер, уважаемые родители!Мы очень рады видеть вас в этом зале. Сегодня мы с вами будем говорить о Психологических особенностях  детей дошкольного возраста

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?  Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

 

 2.Воспитатель:Более подробно о психологическом     здоровье детей 4го года жизни вам расскажет педагог-психолог  нашего ДОУ:

1)Педагог -психолог:-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития ваших детей. Младший возраст — важнейший период в развитии  дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача  взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Какие психологические процессы  происходят с детьми 3-4лет? Начну с внимания: у детей четвертого года жизни оно непроизвольно, однако, его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но увлекательное занятие может длиться достаточно долго. Память детей 3ех лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок, из 5-7 специально предложенных ему отдельных слов запоминает не больше трех. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным, ребенок решает задачу путем непосредственного действия с предметами. В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условие с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. В три года воображение только начинает развиваться, и, прежде всего в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослыми играх. Сюжеты игр простые, не развернутые, содержащие 1-2 роли. В 3-4 года ребенок начинает чаще и активнее вступать в общение со сверстниками. Речь: В этом возрасте ребенок овладевает грамматическим строем речи, согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. В 3-4 года у детей формируется интерес к книге и литературным персонажам. Развитие трудовой деятельности связано с освоением процессуальной стороны труда. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный характер. В этом возрасте у ребенка при правильном организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.

 

2)Воспитатель:Сегодня на  нашем родительском  собрании мы хотим немного остановиться на ФГОС.Вы, наверное, слышали, что в школах и в ДОУ с прошлого года внедряются ФГОС.Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?

Стандарт  – это совокупность обязательных требований:

- к  структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,

- к условиям реализации образовательной программы,

- к результатам освоения образовательной программы

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются – образовательными областями:

 

  • «Социально — коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие» делится на 2компонента:  «Математическое развитие»  и «Познавательное развитие»
  • « Речевое развитие»
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие »

 

Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Наше  ДОУ в настоящее время работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Азбука успеха»  Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности.Дошкольное  детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.В стандарте определены принципы, из которых самый важный  –  сохранение уникальности и самоценности детства как важного  этапа в общем развитии человека. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Характеристики целевых ориентиров:

  • инициативность и самостоятельность ребенка,
  • уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,
  • активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
  • способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,
  • способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

 

3)Воспитатель:Задача дошкольного образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования.  А чтобы лучше понять, как происходит образовательный и воспитательные процессы в детском саду, и чему мы с вами должны научить детей, опираясь на ФГОС, мы предлагаем поиграть в деловую игру «Цветик — семицветик»:Родители отрывают по одному листочку и объясняют свое понимание заданного вопроса. Воспитатели подводят итог.

Воспитатель:Чему ребенок должен научиться за год?

Физическое развитие ребенка 3-4 лет

Ответ:Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами; ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу; прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия; бросает мяч в цель, ловит двумя руками; принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных); выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут; управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.

Рекомендации:Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

 

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

Ответ: Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользуется туалетом;  моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения; умывается, чистит зубы;  критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет

 Ответ:Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку; замечает настроение родителей или других близких людей;  знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;  знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях; знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет; знает и может назвать части тела;  дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);  проявляет стремление к самостоятельности и независимости;  проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.

Рекомендации:В этот период развития надо нужно  помочь ребенку в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.

Спокойно объяснять ребенку, когда он нарушает правило, почему именно так нельзя поступать. В этом возрасте дети  не переживают по поводу сделанного, но они переживают за действия, которые предпримет взрослый, и ваша реакция на поступок очень важна  для малыша. Он ее непременно запомнит, поэтому всегда думайте об ее адекватности.
Если  ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка игрушку — вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи плохо. Но если такая ситуация повторяется еще раз, вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми).

Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

Познавательное развитие ребенка 3-4 лет

Ответ:Ребенок знает основные цвета и оттенки; сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;  относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.); устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);  классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);  достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте; в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок); познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.); знает основные геометрические формы (круг, треугольник); ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;  знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

Ответ:Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий); правильно называет предметы, их качества, действия с ними; знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки); понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.; согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета); употребляет предлоги в, на, под, над, за; правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]); пересказывает несложный текст;  декламирует стихи.

Рекомендации: Необходимо осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Художественно-эстетическое развитие ребенка 3-4 лет

Ответ:Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее; проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах; запоминает слова песен и подпевает взрослому; понимает, что нарисовано на иллюстрации; создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);  конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.

 

4)Вручение памяток  родителям: «Чему ребенок должен научиться  (усвоить) за год?»

« Это важно знать»

 

3.Воспитатель:Уважаемые родители,нам необходимо  принять решение нашего родительского собрания. Какие будут предложения?

Предлагаю Проект Решения

Решение:

1. Принять к исполнению рекомендации педагога-психолога в воспитании детей дома.

3. Продолжить работу в рамках  реализация  ФГОС при обучении, воспитании и развитии детей второй младшей группы.

4. Учитывать особенности детей 3-4 лет в процессе воспитания, обучения и развития, как в детском саду, так и в домашних условиях.

 

 

Воспитатель:Завершая наш разговор, хотелось бы еще раз напомнить, что  детский сад и семья в процессе воспитания малыша должны дополнять друг друга, выстраивая свою деятельность так, чтобы малыш вырос физически и психически крепким, и, впоследствии, стал разносторонней гармонично развитой личностью.

Приложение

 

 

 

 

Памятка для родителей

«Это важно знать!»

 

  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «против -воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
  • Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
  • Помочь ребенку в освоении навыков самообслуживания, выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании.
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
  • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
  • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
  • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
  • Не надо говорить «Да», когда необходимо твердое «Нет».
  • Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности
  • Спокойно объяснять ребенку, когда он нарушает правило, почему именно так нельзя поступать
  •  Если  ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка игрушку — вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи плохо. Но если такая ситуация повторяется еще раз, вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми).
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии (3) на “Офицерова Любовь Анатольевна, воспитатель. Родительское собрание: «Психологические особенности детей дошкольного возраста»”

  • Любовь Елесина:

    Спасибо! очень интересная идея родительского собрания. Возьму на заметку.

  • Marina:

    Родительское собрание информационно содержательное. Обязательно буду использовать данный материал для работы с родителями своих воспитанников. Порекомендую своим коллегам. Спасибо автору!

  • Марина:

    Данный материал информационно содержателен. Буду использовать его для работы с родителями воспитанников, порекомендую коллегам. спасибо автору!