Свежие комментарии

postheadericon Джаладян Наталья Гайковна, учитель истории, обществознания, экономики. «Организация внеурочной деятельности по обществознанию в профильном лагере как средство социализации обучающихся 10-11 классов»

Джаладян Наталья Гайковна учитель истории, обществознания, экономики. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7″ г. Новодвинск  Архангельской области
работа «Организация внеурочной деятельности по обществознанию в профильном лагере 
как средство социализации обучающихся 10-11 классов»
Скачать работу и приложение:
.

                              Организация внеурочной деятельности

по обществознанию в профильном лагере

как средство социализации обучающихся 10-11 классов

Оглавление

ИПМ -1 Теоретическая интерпретация Стр. 1
ИПМ -2 Компоненты Стр.3
ИПМ -3 Экскурсии Стр.4
ИПМ -4 Работа с интернет информацией Стр.4
ИПМ -5 Дискуссии по сложным вопросам обществознания Стр.4
ИПМ -6 Разбор и решение заданий для ЕГЭ Стр.5
ИПМ -7 Ликбез Стр.5
Список литературы Стр.7
Приложения Стр.8 доп. док.

ИПМ -1 Теоретическая интерпретация

Проблема и актуальность.

«В российской общеобразовательной школе на старшей ступени в первое десятилетие XXIв. произошли сущест­венные перемены. Введено профильное обучение, призванное обеспечить углуб­ленное изучение отдельных учебных предметов, создать условия для диффе­ренциации содержания обучения стар­шеклассников, расширения возможно­сти их социализации; учебно-воспита­тельный процесс сориентирован на раз­витие личностных качеств учащихся, учет их индивидуальных особенностей, интересов, склонностей и способностей. В связи с этим на первый план вышли социализация личности; система миро­воззренческих и нравственных ценно­стей; приобретение в стенах школы опы­та познавательной, коммуникативной и практической деятельности; способность юношества к адаптации и успешному функционированию в современном об­ществе в условиях интеллектуализации рынка труда, происходящих процессов модернизации и глобализации».

В меняющемся окружающем мире профильное обучение, конечно, позволяет учащимся углубиться в избранные предметы (обществознание, экономика и право), учесть индивидуальные особенности. Но этого мало! Будущий выпускник должен понять, где полученный багаж знаний он сможет использовать, будет ли  способствовать профессиональному самоопределению, усвоению социального опыта, реализации себя как личности. Осознавая это с одной стороны, учащиеся зачастую не проявляют активности в вопросах самореализации, имеют низкую мотивацию. Современный мир погружает учащихся в многообразную и объёмную информацию, которой они не всегда могут воспользоваться.

Недаром эта проблема приобрела особую актуальность. В стандартах нового поколения представлен портрет выпускника, в котором он  «- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. – умеющий учиться, осознающий важность образования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике».

Назрела необходимость рассмотреть с помощью, каких активных форм деятельности можно способствовать наиболее эффективной, успешной социализации учащихся. И она была реализована в летнем профильном лагере, который позволил   активно привлекать силовые структуры, органы местного самоуправления и другие организации (где востребованы профильные обществознание и экономика) города к расширению знаний о возможных направлениях реализации их профессиональных интересов.

Сущность опыта.

В основу моего педагогического опыта положена одна из форм внеурочной деятельности, способствующая профессиональной ориентации старшеклассников, их самоопределению в социуме. Активное участие будущих выпускников школы в работе летнего профильного лагеря по обществознаниюпозволяет им понять на сколько они готовы идти в избранном направлении, а значит и более успешно осваивать в том числе и учебные предметы.

Конечно, профильный лагерь- явление не новое, но чаще всего встречаются краеведческие, лингвистические, спортивные и экономические профили. Я же предлагаю – обществознание.

Вклад автора.

Цель:

Социализация учащихся 10-11 классов через деятельность профильного лагеря по обществознанию.

Задачи:

1.Усваивать учащимися определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправного члена общества.

2.Определять социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

3. Формировать социально успешную личность обучающихся 10-11 кл.

4.Организовать профессиональную  ориентацию  учащихся.

Научность                                                        

Понятие «социализация личности» сегодня фигурирует в официальных нормативных документах по вопросам образования и воспитания; достаточно широко и активно используется в современной психолого-педагогической и учебно-методической литературе, в том числе применительно к сфере профиль­ного обучения, формированию социаль­но успешной личности, требованиям к уровню подготовки выпускников, усво­ения ими определенной системы знаний, норм и образцов поведения, присущих кон­кретному обществу.

В философии понятие «социализация» определяется как «процесс усвоения че­ловеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, поз­воляющих ему функционировать в ка­честве полноправного члена общества.

В социологиив определение этого по­нятия включаются как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия наличность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

В психологиипод социализацией личности принято понимать не толь­ко процесс, но и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Здесь, как ви­дим, отражена такая важнейшая характе­ристика этого процесса, как собственная продуктивная активность личности.

Вопросы социализации рассматриваются в работах:

Зарецкая И.И., где социализация рассматривается как сугубо личностный процесс самопознания,  саморазвития  и  самоактуализации  детей.

Никандров Н.Д. представляет особенности социализации молодого поколения в современной России.

Карнаухова А.Б. разработала оценки уровня социализации.

Сулейманов М.С. изучил социализацию с позиции глобализации в образовании и поликультурности.

Несмотря на разнообразие позиций с которых рассматривается само понятие «Социализация», все авторы едины в том, что она является  важнейшим фактором,  характеризующим человекакак успешного и принятого.

Вопрос о профильных лагерях рассматривается в достаточно большом количестве источников: Белькова Н. «Профильная смена юридического лагеря «Муравейник», Галлямшина Н.Н. «Летний профильный лагерь по иностранному языку», Корчагин А. «Профильная экономическая смена «Эколандия», Маничева Г.А. «Областной профильный лагерь «Математик»

В литературе представлен достаточный опыт организации и проведения профильных лагерей. В своей работе я использовала свой опыт и опыт коллег по организации занятости старшеклассников в летнее время.

Результат.

Для оценки результатов  реализацииплана профильного лагеря выработаны критерии:

  1. Ежедневная наполняемость лагеря.
  2. Проявление активности на экскурсиях, неравнодушия к поднятым вопросам.
  3. Высокий уровень познавательной активности при рассмотрении вопросов.
  4. Отзывы учащихся и родителей
  5. Решения ребят об их профессиональном выборе.

Думаю, ключевым моментом стало решение одного участника лагеря о том,  что данная сфера деятельности ему не так представлялась (случай, когда отрицательный результат можно оценить с плюсом). Многие старшеклассники проявили свои предпочтения  в профессиональном многообразии.

Все впечатления ребята отразили в ответах на вопросы анкеты.

Условия применения опыта работы.

Данный опыт может быть успешно реализован  в любой школе.  Необходимые условия:

1. Наличие увлечённого педагога

2. Ребята, планирующие сдавать ЕГЭ по обществознанию

3. Поддержка администрации

4. Готовность учреждений и организаций принять старшеклассников

5. Наличие материально-технической базы

 

ИПМ – 2     Компоненты

 

 

 

ИПМ -3 Экскурсии

Цель: Формирование представления о деятельности учреждений и организаций, стоящих на страже законности  и порядка в городе.

Задачи:

  1. Познакомить с учреждениями города, обеспечивающими порядок и законность и  рассмотреть их функционал.
  2. Определить приоритеты учащихся в их профессиональном выборе.
  3. Пробудить интерес участников лагеря к конкретным видам деятельности.

Этапы подготовки экскурсии:

  1. Составить список учреждений и определить с ребятами приоритетные учреждения.
  2. Заключить  договора с учреждениями.
  3. Определить  содержание экскурсии с руководителями учреждения.
  4. Составить  график проведения экскурсий.

Формы подведения итогов:

  1. Обсуждение.
  2. Анкетирование.

Результат: По отзывам старшеклассников и их родителей, экскурсии сориентировали их в мире профессий, тем самым способствовали самоопределению учащихся.

ИПМ — 4 Работа с интернет информацией

Цель: создать условия для самостоятельной  подготовки учащихся к ЕГЭ.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с сайтом «Решу ЕГЭ».
  2. Разобрать варианты использования данного ресурса.
  3. Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу.

Условия: Каждый ученик на занятии должен иметь доступ к персональному компьютеру и выход в Интернет.

Педагог:

  1. Рассказывает учащимся об особенностях ресурса.
  2. Разбирает различные виды заданий и пути их решения.
  3. Организует самостоятельную работу учащихся   и координирует их деятельность.

Результат: Учащиеся не только познакомились с ресурсом, но поняли, что они овладели ещё одним из вариантов подготовки к ЕГЭ.

ИПМ -5 Дискуссии по сложным вопросам обществознания

Цель: содействовать формированию умения вести дискуссию в группе на определенную тему.

Задачи:                                    

  1. Совершенствовать навык работы с различными источниками информации.
  2. Развивать умение  работать в группе,  презентовать  собственную точку зрения как обоснованную позицию и доказывать её.

Этапы подготовки дискуссии:

  1. Выбрать ведущего
  2. Разделиться на две группы
  3. Определить позицию каждой группы.
  4. Работа в группе:

-распределить роли в группе;

-познакомиться с источниками информации;

-произвести отбор информации;

-продумать аргументы;

-соблюдать правила в совместной  деятельности.

Работа с проблемой в группе делится на этапы:

  1. Поиск про­блемы и ее анализ.
  2. Обсуждение, формулировка, установление связей явлений и процессов социальной, политической и экономической жизни.
  3. Поиск  путей решения исследуемой проблемы.
  4. Подготовка к защите.

Структура дискуссии:

  1. Выявление и формулирование противоречия, проблемы.
  2. Актуализация усвоенных знаний и способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
  3. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях: отбор информации по проблеме, анализ информации, обсужден; возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.
  4. Коллективное обсуждение проблемы.
  5. Экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
  6. Рефлексия.

Дискуссия проводится в строгом соответствии с требованиями, поэтапно, что обеспечивает гарантированность результата.

Правила проведения дискуссии:

1. Строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии.

2. Каждый участник имеет право высказать свое мнение.

3. Точка зрения должна быть подкреплена убедительными ар­гументами.

4. Высказывание только по теме.

5. Диалог строится на этических нормах.

6. Не повторять формулировок.

7. Не прикрываться за мнение других.

8. Стремиться к разностороннему исследованию проблемы.

Функции учителя:

  1. Управление  учебной деятельностью учащихся на всех этапах
  2. Мотивация  учащихся на обмен мнениями, кор­рекции косвенными приемами хода дискуссии в группах и меж­ду ними.
  3. Формирование  дискуссионной культуры

Функции ведущего:

1.Организует дискуссию и осуществляет общий контроль над ее ходом.

2.Задает вопросы члену любой команды (группы) или зрите­лю и предлагает обсудить их с остальными участниками дискуссии.

3.Следит за регламентом и вправе прервать выступающего (члена группы или зрителя), исчерпавшего время на выступ­ление.

4.При нарушении Правил дискуссии делает замечания и (или) лишает выступающего слова на определенное время, штрафует.

5.Не принимает участия в дискуссии.

6.Не вмешивается в содержательную сторону дискуссии.

7.Подводит итог дискуссии.

Результат: ребята углубляют знания, расширяют горизонты своих представлений о мире и понимают, что только мы сами можем сделать законы действенными.

ИПМ — 6 Разбор и решение заданий для ЕГЭ

Цель: мотивация учащихся на успешное решение заданий.

Задачи:

  1. Познакомить со структурой заданий персонального пакета на ЕГЭ и их классификацией
  2. Рассмотреть решение заданий части С в процессе коллективного обсуждения.
  3. Организовать самостоятельную работу по решению заданий части С

Все заранее подготовленные варианты заданий распечатываются для каждого учащегося или проецируются на экран. Поэтапное решение поставленных задач позволяет показать, что и эта преграда преодолима.

ИПМ -7 Ликбез

Цель:  создать условия для устранения пробелов в представлениях учащихся о финансовых институтах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными финансовыми институтами
  2. Привлечь ребят к отбору информации о направлениях деятельности этих институтов

План работы при проведении Ликбеза:

  1. Познакомить ребят с понятием страхование, терминологией страхования, видами страхования (коммерческое и социальное), участниками страхового бизнеса и социального страхования. Информационная часть сопровождается видеоматериалами и презентациями.
  2. Работа в группах.

Ликбез по страхованию: каждая группа получает раздаточный материал для отбора и оформления информации о том или ином страховом продукте (жизнь, автомобильный транспорт, дом, квартира) по предложенному плану.

План:

1.Объект страхования2.Страховые риски3.Порядок заключения договора страхования4.Действие договора страхования

 

5.Прекращение договора страхования6.Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая7.Права и обязанности сторон8. Рассмотрение споров

Ликбез по социальному страхованию: каждая группа получает раздаточный  материал для отбора и оформления информации по предложенному плану.

План:

1.Объект страхования2.Кто и как страхует3.Когда производятся выплаты 4.Права и обязанности сторон5. Рассмотрение споров6. Значение страхования в современном обществе.

 

Список литературы:

  1. Архипов А.П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся/ А.П. Архипов.- 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2007.-64 с.:ил.
  2. Белькова, Н. Профильная смена юридического лагеря  «Муравейник» / Н. Белькова, Н. Харитонова // Народное образование.-2006ю-№3.-С.137-140.
  3. Зарецкая, И.И. Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий преодоления барьеров социализации личности / И.И. Зарецкая // Методист. – 2013.-№6.-С.4-6.
  4. Опыт организации профильного экономического лагеря / Т. Колосова // Воспитание школьников.-2006. -№5.- С.46-48.
  5. Колосков, А.Г. Содержание исторического образования в профильной школе как средство социализации личности / А.Г. Колосков // Преподавание истории и обществознания в школе-2011.-№10.-С.20-27.
  6. Фришман, И.И. Профильный лагерь: системный взгляд / И.И. Фришман // Народное образование.-2010.-№3.-С.85-95.
  7. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: Социализация школьников на уроках обществознания /Шевченко. 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012.-208с.

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Тема дискуссии:  Защита собственности — какой ценой?

До сих пор не утихают споры по поводу следующего уголовного дела. Иванов, уезжая на отдых, поставил свою квартиру на охрану орга­нов внутренних дел (милиции). Однако этой меры ему показалось мало. На столе он оставил початую бутылку отравленного коньяка. Отравленными оказались сами милиционеры.

С одной стороны, многие замечают, что нельзя защищать собствен­ность такими способами.

Во-первых, ценность жизни человека, пусть даже и вора, несопоставима с ценностью имущества, хотя бы и очень дорогого. Во-вторых, пострадать от таких мер может и невиновный человек,   случайно оказавшийся в  квартире  (например,  прорвал-, трубы, квартиру пришлось вскрыть работникам РЭУ). С другой стороны, можно найти и оправдание таким действиям. В самом деле, квартира является собственностью Иванова, никто без его разрешения не имеет права в нее войти, а уж тем более трогать его вещи. У себя в квартире (в шкафу, на столе) каждый может хра­нить не запрещенные законом вещи. Если яд, которым был отравлен коньяк, разрешен, то почему он не мог оставить его на столе? В квар­тире Иванова никто случайно оказаться не мог. А уж тем более никто не должен был «случайно» распивать его спиртные напитки. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Задачи и задания (используются для закрепления данной темы)

1. Д.В. Цвелев, увидев ночью одиноко стоящую иномарку, вскрыл ее и вытащил автомагнитолу. В этот момент появился хозяин иномар­ки. В завязавшейся потасовке магнитола была разбита, но похититель задержан и доставлен в милицию. Позже выяснилось, что, пытаясь задержать Цвелева, хозяин порвал его кожаную куртку.

Какие виды ответственности будут применяться по отношению к Д.В. Цвелеву? Какие меры для защиты своей собственности мог принять хозяин машины самостоятельно? Правомерна ли потасовка у машины? Кто будет возмещать стоимость поврежденной куртки?

2.   16-летний Киселев развел рядом с дачей Филиппова костер, от которого загорелись деревянный забор и все хозяйственные постройки на дачном участке.

Кто будет нести ответственность за данное правонарушение?

3.   Назаренко решил снести свой старый дачный домик и постро­ить на его месте большой новый кирпичный дом. С помощью отбойно­го молотка он демонтировал стены старого дома, так что соседи были
лишены возможности отдыхать. Кроме того, в радиусе 50 метров все растения были покрыты толстым слоем пыли, стали болеть, а некото­рые из них погибли. У одного из соседей обострилась бронхиальная
астма, в результате чего он на две недели попал в больницу. Затем Назаренко привез стройматериалы, а поскольку его участок был ма­ленький, то, не спросив разрешения, часть из них сложил на дороге перед воротами соседнего участка, а часть — прямо на газоне у соседа. Построенный дом оказался настолько высок, что заслонил солнце для соседей, тем самым уменьшил освещенность участка и лишил их воз­можности заниматься сельским хозяйством.

Выли ли нарушены имущественные права соседей и как их можно защитить?

4.   Васильев одолжил у Матвеева 10 тыс. руб. Они условились, что если заемщик не отдаст деньги в срок, то будет должен выплатить Матвееву дополнительно 2 тыс. руб. Когда подошел срок расплачи­ваться, оказалось, что Матвеев продал свою квартиру и переехал на новое место жительства. Покупатели квартиры нового адреса Матвее­ва не знали. Все попытки его разыскать были напрасными. Однако, через несколько месяцев Матвеев сам приехал к Васильеву и потребо­вал помимо суммы долга выплаты оговоренных 2 тыс. руб.

Как должен поступить Васильев? Имеет ли Матвеев право на 2 тыс. руб.?

5. Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь и было испорчено. Покупатель отказался принять доставленное ему пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что Елисеев, выбрав в магазине пианино и

уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести ответственность за порчу инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пи­анино, так как свои обязанности по договору магазин мог считать выпол­ненными лишь с момента надлежащей доставки вещи на квартиру. Уни­вермаг, со своей стороны, просил суд обязать Елисеева принять купленное им пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу?

6.   В 1994 г. Алексеев, окончивший курсы водителей автобуса, был призван в армию. Воинская часть, в которой он проходил службу, была направлена в Чеченскую Республику. После демобилизации Алексеев смог  устроиться на работу водителем автобуса в том же автобусном парке, где он заканчивал водительские курсы.

Однако через некоторое время у Алексеева стало ухудшаться зрение, так что при очередном медосмотре он не получил разрешения управлять автобусом. Результаты обследования показали, что причиной ухудшения зрения стали ранения, полученные во время прохождения военной служ­бы в Чечне. Алексеев, показав начальнику автобусного парка справку, попросил не увольнять его, а перевести на место автослесаря, поскольку иначе ему негде будет работать. Начальник парка, узнав, что Алексеев воевал в Чечне, предложил тому написать заявление об увольнении по собственному желанию. Алексеев отказался, однако позже все равно был уволен, правда, по другому основанию. Этот случай получил огласку, из-за чего у Алексеева возникли проблемы с трудоустройством. Позднее в Обществе ветеранов афганской и чеченской войн ему рассказали, что ра­ботодатели, узнав о военном прошлом поступающего на работу, как пра­вило, предпочитают ему отказать.

Алексеев предъявил к начальнику автобусного парка иск о защите чести и достоинства, о возмещении ему ущерба в размере утраченного заработка и о компенсации морального вреда.

Подлежит ли удовлетворению иск Алексеева? Допускается ли возме­щение материального и морального ущерба по делам о защите чести и достоинства?

7.   Востряков с 1983 года проходил службу в исправительном учрежде­нии управления исполнения наказаний УВД Читинской области, в долж­ности начальника отдела безопасности. Одновременно Востряков обучался
на заочном отделении Высшей школы МВД в г. Иркутске. Пользуясь своим служебным положением, он попросил осужденного Муравского, работав­шего библиотекарем исправительного учреждения, выполнить для него курсовую работу по теме «Правовые, морально-этические основы и принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел». Впос­ледствии данный случай получил огласку, и приказом начальника УВД по личному составу от 13 июня 1996 г. Востряков был уволен со службы «за совершение проступка, несовместимого с требованиями, предъявляе­мыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутрен­них дел».

Считая увольнение незаконным, Востряков обратился в суд с иском о восстановлении его на службе в должности начальника отдела безопасно­сти. Поскольку в ст. 19 Закона РСФСР «О милиции» не содержится тако­го основания увольнения из органов внутренних дел, как совершение про­ступка, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника, суд удовлетворил его иск и восста­новил на работе.

После своего восстановления на работе Востряков предъявил новый иск — о защите его чести и достоинства и возмещении морального вреда. По мнению истца, суд, восстановив его на работе, признал его правоту. Поэтому он потребовал обязать начальника УВД по личному составу из­дать новый приказ, опровергающий сведения о том, что Востряков совер­шил безнравственный поступок, а также возместить ему причиненный моральный вред.

Есть ли основания для удовлетворения иска Вострякова?

Приложение 2

Материалы для проведения занятия

Слово страхование происходит от старинного выражения «действовать на свой страх и риск», т. е. на собственную ответ­ственность. Различные опасности подстерегали человека все­гда, и страх перед ними был вполне естественным.

Кто умел преодолеть свой страх, предусмотреть и оценить опасности, найти способ избежать их и передать этот способ, тот добивался успеха. Разделить опасность («страх») с товари­щами, передать свой страх более сильному и умелому — вот объяснение слова «застраховаться». В дальнейшем это назва­ние стало использоваться преимущественно как специальный термин разделения и передачи рисков имущественных потерь, а позже — как наименование формы взаимопомощи при забо­леваниях, потери трудоспособности, смерти кормильца. Ин­тересно, что в английском языке слово «страхование» — insurance — имеет другое происхождение: от sure («уверен­ный») — и может быть переведено как «быть уверенным».

Страхование принадлежит к числу наиболее старых и ус­тойчивых форм финансово-хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далекую историю. Объективная потребность в страховании во все времена была вызвана тем, что убытки от внезапных и случайных разрушительных факторов, неподвластных людям (стихий, войн, гражданских беспорядков, ката­строф), преступных действий других людей, собственной неосторожности не всегда могли быть взысканы с виновного и приводили к потерям и разорению потерпевших. Только зара­нее созданный страховой фонд мог быть источником возмеще­ния убытка. Еще финикийские купцы в конце I тысячелетия до н. э., отправляясь в торговые экспедиции по Средиземному морю, договаривались между собой о взаимной помощи на слу­чай гибели товаров и кораблей от кораблекрушений, нападе­ний разбойников и отчисляли для этого средства в фонд взаи­мопомощи. Это были одни из первых фондов взаимного страхования. Начавшись в форме взаимопомощи, страхование постепенно превратилось в развитую форму специфического страхового предпринимательства, с одной стороны, и в способ накопления и перераспределения общественных средств для со­циального обеспечения части населения, утратившей трудоспо­собность, — с другой.

Страхование — это защита, но не от всех неблагоприятных явлений, а только от случайных, о которых невозможно заранее и точно знать, где, когда и с кем они могут произойти, например от урагана, разрушившего дома на своем пути, пожара, аварии на дороге. Возможность, что такие неблагоприятные события произойдут, называется риском. Человек, владеющий домом и автомобилем, знает, что возможно неблагоприятное стечение обстоятельств, которое приведет к повреждению или порче этой собственности.

Благоразумные люди передают свои риски специальным организациям, которые называются страховщиками. Страхов­щики за специальную плату, называемую страховой премией (страховым взносом), принимают эти риски от отдельных лиц и предприятий и из поступивших страховик взносов образуют страховые фонды. Лица, заключающие договоры со страхов­щиками для передачи им своих рисков и участвующие в обра­зовании страхового фонда, называются страхователями. Стра­хователи могут заключить договор страхования в свою пользу (для защиты от своих рисков), а могут — в пользу своих родственников или работников. Люди, в чью пользу заключен договор страхования, называются застрахованными. Любой страхователь и застрахованный могут назначить выгодоприоб­ретателя для получения вместо себя страховой выплаты при наступлении страхового случая.

В страховом бизнесе участвуют страховые агенты, которые от имени страховщиков заключают договоры страхования, и страховые брокеры, которые выбирают лучшего страховщи­ка для крупного страхователя.

Страховщики назначают такой размер страховой премии за принимаемые риски, чтобы собранных денег хватило на выплаты тем страхователям, у которых случились неблагопри­ятные события — страховые случаи, на собственные расходы по ведению страховых операций и еще осталась прибыль. Рас­четы страховых премий проводят специалисты (их называют актуариями), используя методы теории вероятностей и мате­матической статистики. Такое страхование называют коммер­ческим.

Но не все страховые организации являются коммерчески­ми. Многие страховые организации созданы в форме обществ взаимного страхования и работают на некоммерческой основе. Некоммерческим является, например, государственное соци­альное страхование, обеспечивающее выплаты гражданам в слу­чае временной или постоянной утраты трудоспособности (пенсион­ное, социальное страхование) и оплату медицинской помощи (медицинское, другими словами больничное страхование). Страховые взносы в государственном социальном страховании упла­чиваются работодателями или бюджетом.

При отсутствии страхования финансовые тяготы всевозмож­ных бедствий ложились бы на государство, так как именно оно является последней инстанцией, к которой обращается за по­мощью отчаявшийся человек. Развитая система страхования снимает с государства значительную часть этого финансового бремени.

В экономическом смысле термин «страховая защита» оз­начает, что люди, предприятия, общество направляют часть своих доходов на формирование специальных страховых фон­дов, с помощью которых они возмещают убытки, нанесенные их имуществу или интересам неблагоприятными случайными событиями, если эти события все же произошли.

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.