Свежие комментарии

postheadericon Гибадуллина Эльмира Рашитовна, учитель — дефектолог. Выступление по теме: <Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения>

Гибадуллина Эльмира Рашитовна, учитель — дефектолог Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида № 30 <Алёнушка> г.Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан

Выступление по теме:
<Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения>

Одна из задач дошкольного воспитания — сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познавание явлений действительности, предметов, их внешних свойств

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Известно, что  90% информации об окружающем мире ребенок получает через орган зрения. Поэтому одной из основных особенностей детей с нарушением зрения явлется нарушение зрительного восприятия. Зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Одним из средств компенсации нарушенного зрительного восприятия является сенсорное развитие. У детей с нарушением зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации.

Специфика работы с детьми с нарушением зрения заключается в том, что наряду со зрительным восприятием необходимо развивать и все остальные виды чувствительности (осязание, слух, вкус и обоняние) .

Другой, не менее важной, проблемой у детей с нарушениями зрения являются трудности в ориентировке в пространстве, что ограничивает их самостоятельность  в любой деятельности.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитие и появляется вербализм речи и формализм словесных обозначений.

Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет способствовать их более полноценной социализации в современном обществе.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

- Включать в процесс  зрительного восприятия другие виды восприятий: тактильно-двигательные, зрительно-двигательные и т.д.

-Учить детей способам обследования, сличения, анализа, соотнесения и классификации формы и величины предметов как их основных признаков.

-На занятиях(НОД) и в повседневной жизни вести работу по коррекции зрительных представлений, формированию сенсорных эталонов формы и умений соотносить эти эталоны с формой реальных объектов окружающей действительности.

-Использовать упражнения направленные на формирование у детей умения выделять, дифференцировать, классифицировать группы предметов по их основным признакам: форме и величине.

-Использовать в   индивидуально-коррекционной работе (ИКР) задания по обводке контуров, трафаретов, через кальку предметных изображений и геометрических фигур , использовать прибор «Светлячок» (в процессе выполнения таких заданий упражняются различные зрительные функции: центральное зрение, прослеживание, локализация, фиксация и т.д).

-При овладении представлениями о форме геометрических фигур применять задания на формирование навыков зрительного анализа и умений видоизменять, создавать, преобразовывать геометрические фигуры, составлять из нескольких фигур другие разной величины (дети учатся соотносить форму геометрических фигур с реальными предметами в окружающей обстановке, что способствует обогащению их зрительно-сенсорного опыта).

-Использовать задание  на формирование понятий широкое-узкое,  длинное-короткое можно предложить детям в зависимости от величины объекта(машина, велосипед, мотоцикл) нарисовать дорожки соответсвующей ширины, и в зависимости от того, на какой из этих машин можно уехать дальше и быстрее, нарисовать дорожки разной длины.

-Комментируйте все свои действия простыми словами, чтобы ребёнок понимал, что происходит с ним и вокруг него.

-Используйте в работе с детьми большие яркие , контрастные игрушки, пособия , наглядности.

 

ЛИТЕРАТУРА

-Григорьева Л.П., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка .М., 2007.

-Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. М., 2000.

-Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Калуга, 1998.

 

 

 

.

.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.