Свежие комментарии

postheadericon Белякова Галина Владиславовна, воспитатель. «Система физкультурно-спортивного воспитания в ДОУ»

Белякова Галина Владиславовна, МБДУ Восточный детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Бугульминского муниципального района РТ, пос. Восточный «Система физкультурно-спортивного воспитания в ДОУ»

Скачать публикацию и презентацию

Система Физкультурно-оздоровительных мероприятий Сто талантов

физкультурно оздоровительное занятие

Система физкультурно – спортивного

воспитания в ДОУ

 

Из опыта работы воспитатель I  квалификационной категории

Беляковой Галины Владиславовны

 

МБДОУ Восточный детский сад общеразвивающего вида

«Солнышко» Бугульминского муниципального района

 Республики Татарстан

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

 

п. Восточный 2015г.
Система физкультуно-спортивного воспитания в ДОУ

          Одним из основных,  направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Программой развития  и ФГОС ДО является формирование здоровье сберегающей компетентности, как предпосылки сохранения   здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала. Физкультурно-оздоровительная работа   в детском саду строится на основе основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Восточного детского сада общеразвивающего вида «Солнышко» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, разработанной педагогами детского сада, «От   рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  , «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, В. В. Гербовой. В программах    определены: цели, задачи, содержание и технологии работы по формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника.

Физкультурно — оздоровительная и спортивная работа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления, где здоровье дошкольников является точкой усилий педагогов, родителей.

В содержании программы включены: основные виды движений, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры для всех возрастных групп. Программный материал предусматривает:

-  формирование у детей двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости);

-формирование интегративных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма).

Основная цель — укрепление здоровья детей, развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

В содержание программы «От рождения до школы» включены разделы:

«Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания» для каждой возрастной группы.  Основная цель  воспитание желания быть здоровыми (у детей младших групп), формирование потребности в здоровом образе жизни (у старших дошкольников), формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.

 

В дошкольном учреждении,  кроме  комплексных  и парциальной программ, реализуются программа дополнительного образования, разработанная  педагогами детского сада, по которой работает оздоровительный кружок.

Включение программы  дополнительного образования в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,  дает возможность расширить двигательные способности детей (удерживать статические позы, координацию, выносливость, осмысленную быстроту, моторику, ловкость), раскрыть творческий двигательный потенциал каждого ребенка. В спортивно- оздоровительной секции под названием  «Богатырь»  занимаются 15 воспитанников детского сада, и ведет  ее    воспитатель I квалификационной категории  Белякова Галина Владиславовна.

Спортивные мероприятия в ДОУ проводятся не только во время занятий,  но и форме кружковой работы. Основным видом массовых спортивных мероприятий являются физкультурные праздники и развлечения.

Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. Спортивные праздники на свежем воздухе проводятся 1 раз в сезон, досуги ежемесячно.

 

 

Самые массовые и зрелищные — «День здоровья», «Малые олимпийские игры», где участвуют дети, родители, педагоги. В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.

   

Физкультурное и спортивное оборудование МДОУ

Физкультурное и спортивное оборудование МБДОУ подобрано с учетом возрастных особенностей детей, для наиболее полного удовлетворения двигательных потребностей каждого ребенок, развития двигательных качеств и способностей.

В ДОУ имеется музыкально-спортивный зал, площадью 87 кв. м., где проводятся:

  • физкультурные занятия под руководством  воспитателей;
  • занятия спортивных кружков и секций;
  • спортивные праздники, досуги .

 

Оборудование спортивного зала:

спортивно-игровой комплекс «Батыр»

 

 

  •  (лестницы, перекладины, канаты, кольца, веревочные лестницы);
  • гимнастические стенки, скамейки, доски, кубы, палки;
  • дуги для подлезания;
  • нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
  • стойки для прыжков;
  • напольные и настенные мишени; обручи разного диаметра:
  • кегли, кольцеброс;
  • мячи 4 размеров, массажные, хлопы;

 

  • пособия для выполнения упражнений с предметами (кубики; погремушки, флажки, султанчики, ленты и т.д.)

 

  • Погремушки
  • мешочки с песком;
  •  массажные коврики;
  • комплекты лыж 3-х размеров, коньки, санки;
  • велосипеды, самокаты;

 

Спортивная площадка

  • беговая дорожка;
  • полоса препятствий;
  • площадка для игр в городки;
  • гимнастические лестницы, бумы;
  • прыжковая яма;
  • дуги для подлезания ;
  • кольца-мишени;
  • спортивные площадки для игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей;
  • в зимнее время прокладывается лыжня, заливается каток

В группах  в зонах двигательной активности  имеется инвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров,  скакалки, кольцебросы, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр. На групповых участках имеются оборудования для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени и   игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки.

 

В группах раннего возраста имеется оборудование для развития двигательной активности детей: качели, горка, тренажеры, дорожки «здоровья», оборудование для подлезания.

Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

 

Совместная работа с семьёй

Совместная работа с семьёй стала одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений, формирование культуры здорового образа жизни.  Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали наглядно – информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Информационно-ознакомительные включают в себя:

• эпизодические индивидуальные посещения родителями секций, занятий;

• экскурсии и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад для знакомства с созданными условиями;

• открытые просмотры занятий в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся с группой 4 раза в год.

• праздники на свежем воздухе, в спортивном зале, с участием родителей;

• составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;

• выставки детских работ «Я сильный и крепкий»,  - это совместные работы

• фоторепортажи, которые особенно привлекают внимание родителей и практикуются в группах. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей.

• фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения;

• совместные занятия детей и родителей;

• практикумы   по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;

 

 

 

• выступления на родительских собраниях о значении занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья детей.  Информационно — просветительские формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях двигательной активности детей на определённом возрастном этапе, значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:

• информационные стенды, где представлены расписание занятий секций, информация о программах,    используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;

• папки — передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.

В рамках преемственности ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с учащимися первого класса СОШ и  выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем с показательными выступлениями детей – выпускников, посещающих спортивные секции.

 

 

Выпускники детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах.

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых окружающих их. Поэтому сотрудники детского сада активно занимаются физкультурой и спортом .

Сложившаяся в дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволило сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.

 

 

         Заключение

Физическое воспитание дошкольника не может быть полноценным, если строится без учета его индивидуальных особенностей и возраста. Ребёнок- это не «маленький взрослый», его функциональные системы ещё несовершенны, у него слабо развиты защитные функции организма, он более подвержен неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Движение не только полезно для здоровья. Активный ребёнок лучше воспринимает информацию на занятиях, умеет контактировать со сверстниками, быстрее находит друзей.

Учитывая в этой жизни необходимые факторы, в нашем детском саду организован спортивный кружок «Богатырь». Этот кружок посещают 10-15 детей.

Для целенаправленной работы у нас создана специальная программа, по которой мы работаем в течение года. Программа подразумевает рациональное осуществление совместными усилиями воспитательных и профилактических мер, укрепляющих здоровье растущего организма.

Основные цели развития навыков здорового образа жизни:

  • воспитывать здорового ребенка;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • потребность в здоровом образе жизни;
  • формировать целостное понимание здорового образа жизни;
  • давать правильные представления о здоровье.

Немаловажную роль в организации активного образа жизни играет семья. Родители не только должны поощрять физкультурные занятия ребёнка, но и сами проявлять инициативу: например, проводить совместные спортивные игры, поддерживать ребёнка, когда он участвует в спортивных соревнованиях, а также самим принимать в них участие, знакомить с подвижными играми и упражнениями, по возможности совмещая их с решением познавательных и развивающих задач.

В соответствии закона «О государственных языках  Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» большое внимание мы уделяем использованию национальных праздников и народных игр. Ежегодно проводим праздники «Сабантуй», «Науруз», «Карга боткасы», «Масленицу» и другие. Дети, с особым интересам относятся к этим праздникам и с удовольствием играют русские и татарские народные игры. С особым энтузиазмом играют в такие национальные игры, как «Чүлмәк уены», «Күчтем-күч», «Күз бәйләү уены» и другие.

Но над достигнутом мы не останавливаемся. Мы продолжаем искать новые формы оздоровительной работы, чтобы в нашем учреждении царила атмосфера здоровья, которое мы понимаем не только как отсутствие болезней, но и как психологическое и социальное благополучие.

Реализуя такую форму работы, мы ставили также задачу привлечения к идее здорового образа жизни родителей через совместное участие в спортивных мероприятиях детского сада, обмен опытом между семьями. Радость детей, возросшая заинтересованность родителей убеждают нас в правильности  выбранного пути.

 

 

..

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.