Свежие комментарии

postheadericon Андриянова Валентина Владимировна, воспитатель. Статья» Логические блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал для формирования сенсорных эталонов для детей с речевыми нарушениями»

Андриянова  Валентина Владимировна
Воспитатель МДОУ » Детский сад №40″ г.Ухта Республика Коми
Статья» Логические блоки Дьенеша- универсальный  дидактический  материал для формирования  сенсорных  эталонов  для детей  с  речевыми  нарушениями»

 

Скачать статью Логические блоки Дьенеша

 

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал для формирования сенсорных эталонов для детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями, позволяющими более полно и расчлененно  воспринимать окружающий мир.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Правильное восприятие цвета, формы, величины необходимы для успешного развития ребёнка.

Изучив особенности развития детей, я разработала серию дидактических игр и упражнений, которые позволяют внести дополнения в общую систему работы по формированию сенсорных эталонов у детей с речевыми нарушениями.

Формирование сенсорных представлений благоприятно начинать в игре, так как ведущий вид деятельности ребенка – игра.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая действенный опыт.    Дидактические игры и упражнения имеют две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.  Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Важное условие результативного использования дидактических игр – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Е.А. Стребелева, А.А. Катаева  утверждают, что обучение детей цвету, форме, величине через дидактические игры и упражнения, оказывает существенное воздействие на весь ход развития ребёнка, а также  стимулирует его  деятельность, мышление, восприятие и речь.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков Дьенеша – состоит из 48 объёмных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине. Таким образом, каждая фигура характеризовалась тремя свойствами: цветом, формой, величиной. Конкретные варианты свойств: цвет -  красный, синий, жёлтый;  форма — прямоугольная, круглая, треугольная, квадратная; величина — большая, маленькая.   В комплект блоков входят: 12 кругов – 6 больших  и  6 маленьких; 12 квадратов – 6 больших и 6 маленьких; 12 треугольников – 6 больших и 6 маленьких;  12 прямоугольников – 6 больших и 6 маленьких.             Представлены  следующие группы постепенно усложняющихся дидактических игр  и упражнений:

  1. для развития представлений о цвете, о форме и о величине;
  2. для развития представлений о сравнении по цвету и форме; по форме и величине; по величине и цвету;
  3. для развития представлений о соотнесении по цвету – форме и величине; по форме – величине и цвету; по величине – цвету и форме.

Прежде, чем приступить к дидактическим играм и упражнениям, предлагаем детям самостоятельно ознакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что блоки имеют различную форму, цвет, величину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям с логическими блоками.

В  процессе разнообразных действий с блоками дети сначала выявляют в предметах одно свойство (цвет, форму, величину), сравнивают, соотносят предметы по одному из этих свойств. Затем овладевают умениями сравнивать, соотносить предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме; форме и величине; величине и цвету; величине и форме), позже – по трём (цвету – форме и величине; форме – величине и цвету; величине – цвету и форме).

Эффективнее всего использовать блоки Дьенеша в игровой,  конструктивной и в свободной деятельности в качестве дидактической игры. Работа с блоками строится с учётом общедидактических и методических принципов обучения: большое количество повторений и игровой характер. В процессе обучения учитывается индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам с различным уровнем возможностей овладения сенсорными эталонами. Формы работы с блоками весьма многообразны и позволяют создать у детей положительное эмоциональное отношение. Постепенно формируется у детей интерес к самим блокам и к деятельности с ними.

Блоки Дьенеша, можно применять в работе по формированию элементарных математических представлений, по познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, а также в  свободной деятельности.  Материал могут  использовать в работе  педагоги не только  в компенсирующих учреждениях, но и в общеобразовательных учреждениях.

 

 

Дидактические игры и упражнения

с использованием логических блоков Дьенеша  для формирования сенсорных эталонов.

(старший дошкольный возраст)

 

  1. 1.     Д/и «Найди клад»

     Цель: Учить выявлять и называть в предметах одно свойство – цвет (красный, жёлтый, синий); форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); величину (большой-маленький).

     Материал: Сундук  или коробка («клады» — логические блоки).

Ход игры: Дети кладоискатели, педагог прячет логические блоки в сундук. Когда дети находят его, то достают из него  клад – блоки  и их  описывают (по цвету, форме, величине).  Игра варьируется по уровню детей.

 

  1. 2.     Д/и «Угадай-ка»

     Цель:  Учить выявлять и называть в предметах одно свойство – цвет (красный, жёлтый, синий); форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); величину (большой-маленький).

     Материал: Логические блоки, игрушка Буратино.

      Ход игры: Буратино обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего – дарить подарки. Буратино описывает подарок, который он хочет подарить Мальвине, а дети  должны догадаться, какой блок  — подарок желает подарить Буратино. Игра варьируется по уровню детей.

 

  1. 3.     Д/и «Помоги муравьишкам»

     Цель: Учить выявлять и называть в предметах одно свойство – цвет (красный, жёлтый, синий); форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); величину (большой-маленький).

Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

     Ход игры: Перед детьми выложены блоки (муравьишки).  Педагог рассказывает историю о том, что у мамы- муравьихи много детей – весёлых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дому, а потом с трудом находят дорогу обратно. Мама – муравьиха просит  помочь найти её детей. Каждый ребёнок получает домик с соответствующей геометрической прорезью. Педагог называет, какие муравьишки- блоки должны спрятаться в домик (по цвету, по форме, по величине).

 

  1. 4.     Д/и «Автотрасса»

     Цель: Учить выявлять и называть в предметах одно свойство – цвет (красный, жёлтый, синий); форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); величину (большой-маленький).

Материал: Таблицы с правилами дорог, логические блоки.

Ход игры: Педагог просить построить гоночную трассу. Для каждой машины должна быть отдельная дорожка, построенная по своим правилам. Правила построения дорожек записываются в таблицах.

  1. 5.     Д/и «Где, чей гараж?»

     Цель: Развивать умение выявлять и называть  в предметах два свойства  — цвет и форму; форму и величину; величину и цвет.

     Материал: Таблицы с изображением дорожек и гаражей, логические блоки.

Ход игры: Перед детьми таблица. У каждого ребёнка машины – блоки. Надо поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина.

 

  1. 6.     Д/и «Дорожки»

Цель: Развивать умение у детей в сравнении и соотнесении фигур (по цвету, по форме, по величине).

Материал: Логические блоки, 3 домика (макеты) для трёх поросят.

Ход игры: На полу по кругу расставлены три домика. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Как построить дорожку, предлагает педагог. Например, так, чтобы дорожка была красного цвета и круглая. Задания игры можно варьировать.

 

  1. 7.     Д/и «Домино»

     Цель: Развивать в различении и назывании основных цветов (красный, синий, жёлтый) и геометрических фигур.

Материал: Логические блоки.

Ход игры: Логические блоки делятся поровну между детьми. Педагог объясняет правила игры, например, ходить каждый раз фигурами другого цвета. Дети по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами. Правила игры можно усложнять.

  1. 8.     Д/и «Поймай пару»

     Цель: Развивать умение сравнивать фигуры по свойствам (цвету, форме, величине).

Материал: Логические блоки – 2 комплекта.

     Ход игры: Логические блоки делятся по полам между детьми. Педагог выкладывает на стол одну из фигур. Игроки должны найти ей пару – приложить рядом фигуру, похожую по какому-либо одному свойству (цвету, форме или размеру).

 

  1. 9.     Д/и «Разноцветные кольца»

Цель: Формировать умение в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и цветов (красный, синий, жёлтый. Развивать умение самостоятельно выполнять последовательность действий.

Материал: Логические блоки, 2  обруча.

     Ход игры: Перед детьми два – три обруча (красный, синий, жёлтый) и выложены логические блоки на полу. Педагог просит, например, найти  только блоки красные, большие и положить их в красный обруч. Правила игры  усложняются.

  1. 10.                     Д/и «Бусы»

     Цель: Формировать умение в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и цветов (красный, синий, жёлтый), в чередовании фигур с логическими блоками в заданном порядке.

Развивать умение самостоятельно выполнять последовательность действий.

Материал: Логические блоки.

Ход игры:  Педагог просить собрать  рассыпанные бусы.  Даётся задание собрать бусы только из маленьких и жёлтых блоков. Правила игры  можно варьировать.

 

  1. 11.                      Д/и «Поймай тройку»

Цель: Развивать  умение сравнивать фигуры   (по  цвету, форме, величине).

Материал: Логические блоки.

Ход игры: Ведущий перемешивает блоки и складывает их стопкой, затем снимает две верхние и кладёт их на стол.  Первый участник берёт из стопки блок, прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи фигуры. Если он замечает какое-либо общее свойство (цвет, форму или величину), то забирает все три фигуры как выигрыш.

  1. 12.                      Д/и «Засели домики»

Цель: Формировать умение выявлять и называть  в предметах три свойства  — цвет, форму и величину; форму, величину и цвет; величину, форму и цвет.

Материал: Логические блоки, карточки с изображением домиков  по цвету, форме, величине  (форме и цвету, форме и величине, величине и цвету).

Ход игры: Перед детьми таблицы с домиками.  Надо заселить дома так, чтобы в каждой квартире оказались одинаковые фигуры по цвету, форме или размеру.

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.